1. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО
Стихотворение Н.Д. Спириной
2. СЛОВО В ДЕНЬ ПАСХИ
Слово Почётного Председателя Кузбасского Рериховского Общества
Наталии Дмитриевны Спириной (26.04.1992 г.)
3. СВЯТОСЛАВ РЕРИХ О ЗНАМЕНИ МИРА И ПАКТЕ РЕРИХА
Интервью с С.Н. Рерихом. Фрагмент фильма "Рерих". Москва, 1982 г.
4. ВЕСТЬ КРАСОТЫ. Часть 2
Музыкальная слайдкомпозиция.
Стихи Н.Д. Спириной по картинам Н.К. Рериха
Студия КузбассРО
5. РОССИЯ
Стихотворение Н.Д. Спириной
6. "УЧЕНИЕ ХРИСТА МОЖЕТ БЫТЬ ЗАПИСАНО НА ЛАДОНИ" 1
Близость не обуславливается ничем внешним.
Подумай о непреложности грядущего.
В День великого мира соберетесь воедино.
Ему Христос понесет свое счастье.2
Сколько городов разрушено, сколько народа сошло с исторической сцены и сменилось новыми, сколько миллиардов людей умерло за две тысячи лет, но Слово Христово, которое от духа, трепещет, пульсирует, и живет жизни огнем, и будет жить в веках, ибо от духа: не человеческие надстройки над чистым Учением духа, не измышления невежества или жестокости, но чистый огонь чеканного Слова Христа.3
И если спросят, почему все время к Учению Христа возвращаетесь, ответите: ступени, ведущие в Храм Жизни, должны быть чистыми. Люди ухитрились сделать их непроходимыми, загромоздив наносными наслоениями маломудрия.4
Церковь оказалась несостоятельной, ибо теоретиков было много, но практики отсутствовали. Учение Христа признавалось истинным теоретически, но в жизнь не входило. И когда началась буря и подули ветры, рушение всего построения беспочвенных теоретиков было великое. И в то время, когда первые христиане шли на костры и растерзание зверями, народ не встал на защиту мертвой догмы лишенных живого духа писаний. Не так и не тому Учил Спаситель. Потому и разрушились дела их и закрыт храм. Возрождение будет во всем. Коснется оно и поруганной, искаженной и униженной веры. Исказители скрыли от народа Христа под золотыми ризами и сами спрятались за ними. И осталась им форма, лишенная содержания. И форма эта не устояла. И не на неверие надо пенять жрецам современных религий, а на себя посмотреть и понять, сколь далеко ушли они в сторону от чистоты Учений, данных их основоположниками.5
Если правильно рассмотреть пути духа, указываемые Учением Христа, то окажется, что это есть пути утверждения силы, мощи и власти человеческого духа над всякою плотию, то есть над материей. Пути утверждения власти духа над материей – так назовем их.6
При всей глубине и неисчерпаемости мысли Учение Христа изложено просто необычайно и мысль выражена кратко, чётко и ясно. Заумное словосочетание и сложность речи не служат признаком истинности излагаемых мыслей. Именно простота и ясность изложения свидетельствуют о ясности сознания, приносящего людям новый аспект Сокровенного Знания.7
И Учение Христа просто и велико простотою своей.
Любовь. А может ли быть любовь без сердца и не есть ли любовь и сердце лишь аспекты Единосущего? Сердце – сущность, любовь – выявление.8
Учение Христа, данное людям, есть наглядный пример…длительного действия. Он Заложил причины. Он Видел следствия. Он Знал, что скорее прейдет луна или Солнце, чем изменится то, во имя чего Приходил Он на Землю. Знал Он, что снова на Землю Придет, и люди, те самые люди, которые распяли Его, и распинали все эти века, и распинают поныне, примут Его по-иному, и именно за то вознесут и признают Его, за что распяли когда-то. Со славою Придет Судить живых и мертвых, то есть Даст каждому возможность осуществить этот суд, ибо каждый сам, имея в себе судию, осудит себя или оправдает, приняв или отвергнув Его. Его Учение было проведением очень длинной линии, конец которой только ныне начинает быть видим.9
Немыслимо, чтобы один человек мог простить или отпустить грехи другому человеку, то есть нейтрализовать или прекратить ход и развитие порожденных данным проступком причин. И корни, и следствия этих энергий вне власти человеческой. Колесо причинности, пущенное в действие, не может быть остановлено ни раскаянием, ни отпущением греха даже за плату. И все же дана формула «Прощаются тебе твои грехи». Но даже последователям Сказано: «Возьми крест свой и следуй за Мною»…Причина и следствие связаны прямой линией. Допускающий ошибку вред наносит прежде всего самому себе…Не от следствий проступков Освобождает Учитель, произнося указанную формулу, но от давления груза, мешающего духу двигаться по спирали эволюции. Именно сбросив тяжесть, парализующую дух, устремляется освобожденное сознание по пути восхождения, но взяв крест с собою, то есть карму свершенных деяний. Таким образом, не об отпущении греха говорится, но об освобождении от власти его над сознанием, мешающей сознанию двигаться. Печать обреченности снимается с духа властью Учителя, и дух, воспрянув, может продолжать прерванный путь. Эта возможность дается всем, даже разбойнику и блуднице. Под влиянием Света Учителя человек обретает возможность устремиться духом, несмотря на груз за плечами. Человек обретает величайшую свободу, свободу восходить духом, несмотря ни на что. Только так можно понять искупление и искупительную жертву Спасителя. Каждому дан путь и возможность сбросить цепи, мешающие движению. Искуплена и уничтожена безысходная замкнутость круга, обрекавшая человечество на застой и регресс, Жертва принесена, дабы люди могли восходить.10
…Не достижимое сегодня достижимо завтра. Элемент времени не имеет решающего значения для духа, ибо дух вечен…Если глубоко продумаете Учение Христа, то увидите, на какое огромное расстояние в будущее были заброшены якоря Его Учения. «Едино стадо и Один Пастырь» – эта идея так далека была от осуществления в Его дни на Земле. И, однако, несмотря на всю ее недостижимость, придет время, когда победно утвердится она на Земле.11
Сказано о Спасителе в Евангелии: «Свет во тьме светит, и тьма его не объяла». «Был Свет истинный. В мире Был... и мир Его не познал». Един Свет во все века. Но Новый Мир несет с собой новое разделение человечества – по светотени. На одной из высочайших ступеней этого нового, но в сущности своей всегда бывшего, деления человечества Стоит Он, Спаситель Мира, а вниз от Него идет нескончаемая лестница градаций человеческого духа. Но высочайший Носитель Света есть Носитель Сокровища, Носитель Камня, Носитель кристалла сгущенного Огня – вечного, непреходящего и возрастающего в силе своей. Спаситель Был Светом, ибо Являл Собой Свет.12
Когда люди увидели преображенную сущность Спасителя, то пали ниц, не будучи в состоянии вынести Света несказуемого. И сделали Спасителя Богом, выражая этим свое почитание. Но Спаситель не Был Вседержитель, но Планетный Дух. Ученик имеет своего Учителя и Отца. Каждый Владыка Имеет Своего Владыку и Отца. Во главе каждой планеты Стоит Планетный Дух. Чем выше планета, тем выше и её Водитель. Если землянин увидит блистающую великую сущность Планетного Духа, то в невежестве своём он тотчас же скажет: «Это Бог», ибо ослепительно великолепие огненное. Не выдерживают Света Высшего глаза земные. Планет много, и много солнц. Бесконечна огненная Иерархия Планетных Духов и непостижима. Поднимается в Беспредельность. Если недоступен и непостижим Владыка Солнца, то что же говорить о других, вне нашей системы пребывающих? Говорим лишь о том, что Знаем. Христианского Бога в обывательском представлении верующих не Знаем. Считаем это представление выражением невежества и непонимания. Нельзя представить себе Бога, сидящим на отдаленной звезде. И в какой форме? Высший иерархический Принцип не может быть вдвинут в рамки человеческого понимания. Слова «Бог» Избегаем, ибо это великое понятие стало символом невежества и ограниченности. Невыразимое и несказуемое Величие двуногий просит помочь совершить удачную торговую сделку и ставит свечу благодарения. Не кощунство ли это? В некоторых религиях запрещалось произносить Имя Высшего Непознаваемого. На языках человеческих нет эквивалентов для выражения Высшего. Владыки Видели Владык, высших Себя, но никто никогда не станет утверждать, что Он Предстоял Наивысшему. Конечно, святой или подвижник, увидя сияющий Лик Владыки, непременно присвоит Ему наименование наивысшее. Слово Господь означает Владыка, но не Бог. Господь – господин – Владыка. Много невежества и много непонимания. Попугай тоже повторяет высокие слова и тоже без понимания их смысла. И все же «без Бога нет пути», и все же Высший иерархический принцип Утверждаем. Слово «Бог» надо изъять из употребления кощунственного, чтобы люди, очищенные и непредубежденные, снова могли подойти к понятию Высочайшему…Произнося слово «бог», человек Великое Неограниченное тут же тотчас же ограничивает размерами и пределами своей черепной коробки, забывая, что если Бог бесконечен, то конечности и ограниченности мозга оратора никто опровергнуть и отрицать не сможет…Потому каждый, навязывая своего бога, то есть свое понимание, ограничение и невежество другому, надевает на ближнего своего намордник своего недомыслия и убожества. Потому навязывание и, тем более, насильственное, религиозных убеждений есть преступление против духа. Невежественный фанатик или изувер тюремщику подобен. Свобода исповедания Истины – неотъемлемая прерогатива человека. Не современный служитель бога но Учитель есть Тот, Кто Знает больше, и только знающий больше может учить. Как может учить тот, кто сам ничего не знает? Мертвые строчки чужого знания знания не дают если ему не сопутствует опыт. Учитель Дает опытное знание. Религии тонут под тяжестью мертвого груза, ибо служители их утеряли источники знания, ухватившись за мертвые формы и отжившие слова. Велика трагедия человечества, потерявшего Бога среди ложных форм Его понимания.13
Было Сказано: «Во Имя Сына», и ещё: «Всяческая и во всех Христос». И этого тоже не поняли, отнесли к Иисусу, который Был на Земле, но который Был во плоти. А между тем, Он Сказал: «Я в вас». И Сын, во Имя которого творятся дела, внутри вас Пребывает. «Во Имя Сына» означает во Имя того Высшего, что живет в сердце человека, ибо человек и есть сын Отца, вечно Сущего. И если творить дела во Имя Сына, который был, есть и будет всегда средоточием духа человека, то будет означать жизнь во Имя Высочайшего, сокровенного, который есть в каждом человеческом существе и во имя которого, для пробуждения которого в сознании и творится вся жизнь, и вся эволюция миров, и мира, нас окружающего, и нашей Земли. Всё, что существует, и живет, и дышит, живет во Имя Сына и ради этой великой цели.14
В спокойствии тела, астрала и ментала Великие Учителя Свершали в миру Высшее Служение человечеству. Они Выполняли долг свой земной, но и кесарево Отдавали Кесарю, но величия спокойствия своего вибрациями оболочек не Нарушали. «И Говорил Он как имеющий власть» – так было сказано о Спасителе. Какую власть, над чем и над кем? Много бродят люди вокруг и около, не понимая, что победа достигается лишь победой над собой и что дух, свой микрокосм победивший, приобретает и устанавливает власть не только над ним, но и над всеми энергиями, и в нем заключенными, и вне его находящимися. А так как в микрокосме человеческом заключены все энергии мира в явном или потенциальном состоянии, то и власть установленная тем самым распространяется и на всё, что вовне. Так величие спокойствия и равновесие суть атрибуты власти огненной воли человеческого духа над миром внутри и вовне.15
Мощь огня, облеченного в слова соответствующие – неимоверна. По Словам, Спасителем сказанным, можем судить, что было вложено Им в каждое слово, Им произреченное. Слово Владыки есть могучий огонь пространства, собранный и кристаллизованный в физической оболочке слова. Ему в словах произносимых уподобимся. Культура слова есть нечто настолько великое, до понимания чего ещё не дошло человечество.16
…В смирении духа достигаются великие победы. Смирение не есть согбенное непротивление и слезливое уныние безволия, но именно напряжение всех сил духа, защищающего твердыню свою от натиска внешних энергий. Так смирение Спасителя было знаком величайшей победы. Царственную мощь смирения надо понять, ибо адамант сердца, смирившего самость, сияет всеми огнями.17
Только в условиях безысходно нависшей тьмы крепнут, растут и утверждаются цветы Света. Зачем и к чему подвиг и Жертва Спасителя? Чтобы в момент тягчайшего напряжения тьмы утвердить и дать явление Света. И Дал, и Утвердил. Кажущаяся победа тьмы явилась причиной ее поражения тогда и ступенью грядущего преображения мира ныне.18
Учение Христа, Слова, Им сказанные, являются кристаллизованными формами идей мира причин. Их сущность непреходяща. Стертые со страниц Писаний, они останутся существовать в пространстве, пока не исполнится все.19
…Надо объединить Заветы Христа с Агни Йогой…20
…Учение Христа в Учении Живой Этики получило более полное выражение глубины тех вечных и непреходящих истин, которые выражены в его кратких, чеканных и четких формулах. Учение Христа дало ступени к пониманию дальнейшей преемственности последовательно выдаваемого Сокровенного Знания. В будущем его понимание будет все время расширяться и развиваться, достигая постепенно таких высот, о которых в настоящее время люди не могут даже мечтать. Беспредельность во всем. Знания не имеют пределов.21
1. Живая Этика. Озарение, 2-VI-7
2. Грани Агни Йоги. 1951 г., 255. (Июнь 19)
3. Грани Агни Йоги. 1955 г., 561 (Ноябрь 8)
4. Грани Агни Йоги. 1955 г., 54
5. Грани Агни Йоги. 1954 г., 247
6. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 2, 505 (Окт. 14)
7. Грани Агни Йоги. 1967 г., 293 (Май 27)
8. Грани Агни Йоги. 1951 г., 62
9. Грани Агни Йоги. 1957 г., 208 (Май 22)
10. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 2, 421
11. Грани Агни Йоги. 1969 г., 689 (Гуру)
12. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 2, 669 (Дек. 19)
13. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 2, 404 (Авг. 22)
14. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 1, 1 (Янв. 1)
15. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 1, 88 (Фев. 18)
16. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 1, 52
17. Грани Агни Йоги. 1953 г., часть 1, 108 (Март 1)
18. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть1, 183 (Апр. 26)
19. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 1, 248
20. Грани Агни Йоги. 1952 г., часть 1, 395 (Авг. 14)
21. Грани Агни Йоги. 1968 г., 439 (Гуру)