1. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО
Стихотворение Н.Д. Спириной
2. РАДОСТЬ - ОСОБАЯ МУДРОСТЬ
Слово Почётного Председателя Кузбасского Рериховского Общества
Наталии Дмитриевны Спириной (25.03.2001 г.)
3. ГЕРОИ. СВЯТЫЕ. ПОДВИЖНИКИ
Музыкальная слайдкомпозиция.
Стихи Н.Д. Спириной по картинам Н.К. Рериха
Студия КузбассРО
4. РОССИЯ
Стихотворение Н.Д. Спириной
5. ЗАЖЕЧЬСЯ СЕРДЦЕМ
Не обращайся ни к кому
За светом и теплом,
Но жизнедательный очаг
Зажги в себе самом;
И эта радость не уйдёт,
И жар огня растопит лёд,
И сердца свет разгонит тьму.
Н.Д. Спирина. Капли
…Сказано – тьма, как ковер к Огненному Миру.
Но, чтобы скорее миновать темное подножие,
нужно зажечься сердцем…1
Нет такой темницы, где не мог бы гореть огонь сердца, нет таких условий, в которых не мог бы расти дух и развиваться, нет такой тьмы, которая не рассеивалась бы от лучей света, и нет таких препятствий, которых не в силах преодолеть психическая энергия…2
Радуйтесь препятствиям, вызывающим нужное напряжение сил. Преодоление их порождает энергии должной силы и степени. Жизненно и в применении поймите полезность и необходимость препятствий. Хочу видеть вас возжегшими мощно огни. Не зажечь их в жизни обычно спокойной, счастливой и тихой. Потому и Ставлю любимых Моих на край пропасти или на гребнях волн бурного потока явлений текущих, когда удержаться возможно лишь Мною. Плотное основание земное уходит из-под ног, падение гибелью угрожает, и удержаться лишь можно, крепко ухватившись за Меня. Видите явно, как уходят и уплывают подпорки земные и жадная бездна раскрывает свой зев. И куда ни падает взор, всюду вокруг вас видите личное неблагополучие и рушение привычных устоев. Все это для того, чтобы лучше и прочнее утвердились на Мне, утвердились и поняли, что без Меня не пройти. Так станем еще ближе…3
Так пусть первой будет мысль ваша о Владыке, дабы первым вошел Он в сердце ваше и занял в нем первое место. Да! Да! Так много зависит от устремляющегося сознания. От него исходит начальный импульс. Ответ лишь следствие того, что направлено было от устремленного к Свету сознания. И забота Учителя о том, чтобы дать, чтобы зажечь этот первый устремляющий импульс, идущий от сердца. Молитва ли это, слова ли, или просто мысль и желание сердца – Назовем их обращением. Такое обращение никогда не останется без ответа, ибо приводится в действие Закон. Законы огненных энергий непреложны, действуют точно и основаны на принципе соответствий, созвучия или согласованности. Те, кто говорит, что молитвы их остаются безответными, те молятся мозгом, но не сердцем. Но в Мир тонких энергий доступ идет через сердце. Кто же когда говорит о том, что любит мозгом. Обитель любви – сердце. Любовь к Владыке – ключ, открывающий двери, наглухо закрытые для усилий мозга. И где нужно поверить, там сердце поверит, и где нужно решать, там сердце решит, и где нужно достигнуть, там сердце достигнет. И потому, оставив все соображения и рассуждения мозга и все представления его о возможном и невозможном, надо просто сердцем принять, что близок Владыка, что в сердце Владыка, что нет никого, ничего Его ближе. Близость, осознанная и принятая сердцем, не может быть уничтожена мозгом, хотя этот последний много попыток к тому совершит, ибо приучен господствовать над сердцем. Но ныне век сердца, и сердцу дорога, и в сердце утверждается пылающий Облик Учителя Света (Владыки Майтрейи). Он, грядущий Владыка, утверждаемый в сердце, будет выразителем того будущего, которое заповедано людям. Будущее утверждается принявшими в сердце Огненный Образ Идущего в Мир Владыки. И тогда магнит будущего начинает действовать мощно, втягивая судьбу человека в орбиту его притяжения…4
…Самые ценные дары, которые можно принести Учителю, – это любовь и устремление. Но любовь выше. Любовь может зажечь устремление, а устремление – любовь. Как животворен этот огненный взаимообмен!...5
Как заставить пылать огни сердца? Любовью. Как любовь привить, усилить и заставить гореть? Истинно, ритмом устремления к Высшему, что имеем. Свет один – Иерархия. Фокус один – Иерарх. К Нему устремимся и мыслью и чувством. Но кажется если, что будто оставлен, то знайте, это Майя. Не Может оставить Владыка. Только накипь земная и шум суеты и тягость докучливых мыслей создают очевидность реальности Майи. Ей скажи: «Отойди, не заступай путь мой к Свету. Много раз обольщали меня твои призраки смутности лунной, связи лишая с источником Света. Отступи, многоликая Майя. Ты не можешь пресечь путь мой, сужденный от начала времени. Отойдешь, ибо временны волны твоих порождений, но неразрывна моя связь с Владыкой и поверх твоих снов и иллюзий. В сердце своем утверждаю Владыку всем внушениям твоим вопреки. Не боюсь тебя, Майя. Не боюсь измышлений и прельщений твоих. Я вечен, но временна ты и завеса твоя над сознанием. Развеется лунная одурь, рассеется мгла, и снова мне будет сиять Луч Великого Сердца и Будет Владыка». Так обратился идущий к Владыке, когда призраки Майи путь заступили ему.6
…Без любви нет пути. Думали о том, что этот могучий двигатель устанавливается в сердце и движет эволюцию духа. Сейчас в мире тьма, но перед рассветом. Сердцу в нем тесно, но наступит рассвет. Тьма должна выявиться до конца для полного уничтожения. Пережить ее надо любовью ко Мне. Гранильщик драгоценных камней знает, как из алмаза создается бриллиант, пылающий огнями своих граней. Так и любовь, чтобы зажечься, требует внимания и усилий. К Владыке любовью ревнуя, сердце ею наполним свое.7
Урусвати может утверждать наивысшее значение сердца. После действий всех центров проявляется значение сердца. (…) Его считают средоточием* жизни, но такое определение недостаточно. Сердце есть мост Миров. Там, где особенно явлено соприкасание трех Миров, там глубоко ощутится значение сердца…8
…Сердце постоянно указывается, как средоточие сущности человека. Только сердце может прислушиваться и понять легкие касания Надземного Мира...9
…Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии…10
…Солнечная энергия не существует без солнца, так и сердце не возгорается без устремления к средоточию. Так, легче зажечь сердце порывом к средоточию, нежели полагаясь на материальные вычисления…11
…Что же касается тех, неготовых, то и им можно сильно помочь, если говорить по сознанию. Этим путем можно зажечь внутренние огни, которые дадут им силу двинуться своими ногами. Поэтому беседы обо всем продвигающем безусловно полезны. Светить можно словом, светить можно мыслью, и действием каждым, и каждым движением своим. Каждое действие светоносца светоносно по существу, какого бы плана оно ни касалось и как бы ни выражалось оно. Аура света насыщает своими эманациями всю окружающую ее сферу и оставляет искорки света на проходимом ею пути. Истинно, Носитель Света является благословением для всего, что Его окружает. Служение Его постоянно и непрерываемо случайностями внешних условий. Но зато и напряжение велико, ибо общее состояние человечества настолько еще далеко от светоносности, что различие в вибрациях аур весьма велико и требует часто непомерного расходования психической энергии. Потому подвиг несения Света так тяжек. Но солнце не может не светить – такова его природа. И Света Носитель не может уже не светить и не рассеивать мрак своим светом. Мир держится Ими, миру несущими Свет…12
…Оздоровителями Называем Носителей Света, очистителями ауры земной. И можно представить себе, сколь же велик вред, если Свет Носителя Света вдруг потухает и тьма заступает место его, даже на время, даже на короткое время. Это уже не личное дело, не личное его настроение, не касающееся никого, кроме него. Нет, это уже пространственное бедствие, следствия которого идут далеко, дальше, чем можно подумать. Потому уже не ради себя, но ради других, ради всего человечества в целом надо стоять, несмотря ни на что, надо в Свете стоять нерушимо, Свет охраняя в себе от ярых попыток окружающей тьмы его потушить. Когда этот свет еще мал, опасность не столь велика для пространства, но когда он возрос, то бедствие от его угашения затрагивает и губит столь многое, что пресекать возможность этого явления нужно всеми силами духа. Держатели Света, конечно, помогут Свет удержать, но и обращение к Ним, не во имя себя, но во имя и ради других и пространства, не может оставаться безответным. Теперь несение Света становится уже не личным явлением, но делом Общего Блага и служением человечеству и пространству. Скорлупа ауры пробита, человек выходит в пространство, и излучения микрокосма его име-ют пространственное значение. Смотритель Маяка не может не зажечь его света, особенно когда очень темно и когда в море бурно. Точно так же и он, свой светильник несущий, не может его по-гасить, когда люди так нуждаются в Свете, даже не осознавая нужды и голода духа. И сознательно, и бессознательно от Света Носителя его питаются все и все почерпают…13
Ожидание, насыщенное доверием к Владыке, уже плодоносно само по себе. Пусть даже ожидаемое не сбудется в предполагаемых формах, но состояние сознания притягивает строительные частицы к зажженным огням, и они продолжают расти. Вера и ожидание связаны тесно. Дух крепнет и растет при этих огнях. Огни духа нужны для эволюции, и не все ли равно, что заставляет их ярко гореть, освещая всю ауру и умножая светимость ее. Тем утверждается подвиг внесения света в сумерки обычного существования. Цель Учения – возжжение огней духа и преображение ими жизни. (…) По светотени идет ныне разделение человечества, и тот, кто от тьмы, тот не Наш. Другого критерия не Имеем. Бойтесь огней угашения. Огни охраняйте, неся. Тушителей много. Через все и поверх всего Ценим огонь духа.14
Дух есть Огонь (…) Престолом Огня является сердце…15
…Как бы ни было тускло кругом и серо, светильник сознания можно зажечь сияющей мыслью. И сумерки духа разгонятся мыслями света. И если во тьме плач и скрежет зубов, то только лишь свет сияющей мысли может ту тьму разогнать. Мысль света поверх и сильнее порождений всех тьмы. Свет побеждает. Свет – победитель…16
Каково бы ни было состояние сознания, всегда можно сделать что-то, будь это даже очень малое, двигающее человека вперед. Легче совершить один героический подвиг, чем в сумерках серого дня сознательный малый поступок, идущий вразрез с беспросветностью окружающего. Что из того, что кругом тьма, если в себе есть хотя бы искорка света, вспыхнувшая по приказу воли. Эти малые вспышки приводят к умению управлять пламенем. Если настроение не на высоте, его можно создать, призвав волю на помощь. Надо лишь знать, чего возжелает она. Сам по себе огонь не будет гореть, если не поддерживается и не питается духом.17
…подвиг может Свет великий зажечь…18
…Но чтобы зажечь такое дерзание, сохраним восхищение перед самым трудным…19
…Найдите находчивость призвать радость даже в трудные дни. Найдите силы сотворить радость, ибо в пространстве много возможностей зажечь костер радости…20
Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, то есть способности сознания созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия – понимания и восприятия внутренней сущности явления. При наличии в сознании элементов, способных дать созвучие, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает все, что может гореть, дать огонь, а затем свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности смотрящего, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания. Именно искусство ведет по ступеням непосредственного по-знавания, когда уже не нужны слова – лишь сердце трепещет ощущением Света. Сказано: через искусство имеете Свет. Свет знания, – что может быть выше.21
Благо в руках человеческих, как лампада каждого вечера. Становится темно, но готова лам-пада, и рука опытна, чтобы зажечь ее. Но опять Говорю: хвалите за каждое благо – это будет явлением великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя. Пусть случайное добро многочисленно, но оно, тем не менее, все-таки добро. Много запрашивать сознательного благотворения, пусть хотя бы тусклые огни тьму рассеивают. Мрак совершенный не будет уже таким даже при одной искре Света. За мыслью, за словом, за действием – уже Свет. Так сумевший найти искру Света уже будет сотрудником Светлым.22
Орбита человеческих действий стремится к соответствию с космическим течением. Ведь каждая искра духа может зажечься, соприкасаясь с Огнем Пространства…23
…Мыслитель утверждал: «Огненна наша природа. Пусть сумеем зажечь свой священный огонь».24
Н.Д. Спирина. Капли
Листы Сада Мори. Зов, 14.03.1922
«Гори свети и освещай» -
И долг исполнишь свой;
В улыбку обратишь печаль
И вступишь с тьмою в бой.
Там мрака нет, где свет царит,
И побеждает – кто горит,
Призыв услышав Твой.
______________
Как негасимая лампада
Нам сердце вещее дано,
И расстоянье не преграда,
Когда огнем горит оно.
Тогда в нём всё заключено,
И Невместимое Одно
В его обитель вмещено.
_______________
Между нами ничто не стоит,
Когда сердце любовью горит;
Когда в синем огне сожжены
Все преграды и темные сны.
Когда сердце Тобой зажжено,
Когда сердце любовью полно,
То с Тобой –
Неразлучно оно!
_______________
На скалах отвесных, на горной тропе
Нам крылья нужны, а не тяжесть цепей.
И сердце – не пленник,
Угасший в тюрьме,
А факел, зажжённый над бездной во тьме.
Что способствует зажжению сердца? Краткие жемчужины:
- Вера надежду зажжёт.
- Препятствия мощно возжигают огни.
- Радость, восхищение от препятствий.
- Яд мира претворить в свет.
- Беседа. Светить словом, светить мыслью, и действием каждым, и каждым движением.
- Любовь к Владыке. Мысль о Владыке, обращение к Владыке.
- Ритмом устремления к Высшему. Свет один – Иерархия. Фокус один – Иерарх. К Нему устре-мимся и мыслью и чувством.
- Мысли Света. Повторение мыслей и слов о горении сердца.
- Окружиться Светом, представлять себя в Свете.
- Любовь и устремление. Любовь может зажечь устремление, а устремление – любовь.
- Решение быть с Иерархией Света всегда.
- Лицезрение и созвучание сознания произведениям искусства.
- Подвиг.
- Приказ воли.
- Ожидание, насыщенное доверием к Владыке.
- Соприкасание с Огнем пространства.
- Сердце средоточие жизни.
- Хвалить за каждое доброе слово.
* Средоточие:
устар.- середина, средняя часть чего-либо, центр, сосредоточенность;
книжн.- место устремления, сила или причина, притягивающая к себе, сосредоточивающая, объ-единяющая вокруг себя кого-либо, что-либо;
Синонимы слова средоточие: центр, фокус.
1. Живая Этика. Мир Огненный, Ч.2, 364
2. Грани Агни Йоги, 1963 г., 371, (Июль 30).
3. Грани Агни Йоги, 1957 г., 19.
4. Грани Агни Йоги, 1958 г., 180. (Апр. 8).
5. Грани Агни Йоги, 1967 г., 449. (Авг. 7).
6. Грани Агни Йоги, 1963 г., 373. (Авг. 1).
7. Грани Агни Йоги, 1963 г., 276.
8. Живая Этика. Надземное, 22.
9. Живая Этика. Надземное, 842.
10. Живая Этика. Сердце, 2.
11. Живая Этика. Сердце, 378.
12. Грани Агни Йоги, 1960 г., Дек. 21.
13. Грани Агни Йоги, 1961 г., 454. (Нояб. 16).
14. Грани Агни Йоги, 1960 г., Апр. 17.
15. Грани Агни Йоги, 1958 г., 074. (Фев. 28).
16. Грани Агни Йоги, 1960 г., Сент. 16.
17. Грани Агни Йоги, 1960 г., Февр. 10.
18. Живая Этика. Озарение, 2.1.7.5.
19. Живая Этика. Мир Огненный, Ч.2, 106.
20. Живая Этика. Надземное, 843.
21. Грани Агни Йоги, 1960 г., Сент. 29.
22. Живая Этика. Мир Огненный, Ч. 1, 193.
23. Живая Этика. Беспредельность, Ч.1, 918.
24. Живая Этика. Надземное, 806.