ТИТАН ДУХА. ДЖОРДАНО БРУНО
«Часто жизнью своей стремились Носители Света запечатлеть принесённое людям знание. Цена жизни оказывалась достойною платой, и свет принесённый сиял через века». (Грани Агни Йоги. VI, 333)
«В истории человечества дано немало примеров того, как преследовались те, кто трудился над расширением сознания людей. В их числе был и великий учёный и мыслитель Джордано Бруно, который взошёл на костёр во имя утверждения знания, когда пришло время дать его людям»1.
Более 400 лет назад великим подвигом самопожертвования закончился земной путь мощного борца за Науку и Истину, человека, возвестившего людям о бесконечности Вселенной и бесчисленности существующих миров.
Филиппо Бруно родился в 1548 году в деревне Нола около Неаполя в бедной военной семье. Когда ему исполнилось 12 лет, родители отправили его в Неапольский учебный пансион учиться логике, диалектике и другим школьным наукам. Его учителем был монах-августинец, приобщивший его к серьёзному чтению и пробудивший в подростке интерес к философии.
У юного Филиппо начинают проявляться творческие способности. Он сочиняет стихи, пишет сонеты. С большим интересом изучает античную драматургию и философию, читает Лукреция, Вергилия и других поэтов. Жажда знания приводит Бруно на учёные диспуты. Он интересуется сложнейшими теологическими и философскими вопросами. В возрасте семнадцати лет Филиппо становится послушником крупнейшего в Неаполе доминиканского монастыря. Здесь он получает новое имя – Джордано из Нолы.
Жизнь в монастыре протекает однообразно – изучение устава и жития святых, заучивание наизусть молитв и псалмов, обязательные службы и исповеди. Здесь возникает первый конфликт – Джордано выносит из своей кельи все образы святых, оставляя только Распятие. Это вызывает в монастыре большое возмущение. Начинаются допросы и разбирательства. Учитывая добрый нрав, редкое усердие и прилежание юноши, его прощают «за отроческое недомыслие».
В поисках истины, Бруно читает множество богословских трактатов, изучает сочинения отцов церкви и комментарии к ним. Он интересуется сборниками проповедей и постановлениями соборов. В этих церковных источниках его пытливый ум не находит ответы на волнующие его вопросы. Джордано пытается постичь суть христианской религии в беседах с учёными монахами, но быстро разочаровывается в этом, так как часто на свои вопросы он получает один ответ: «Сие происходит непостижимым образом». Это не устраивает ищущего юношу, которого волнуют вопросы мироздания и строения вселенной. Он изучает древних философов: Демокрита, Эпикура, Лукреция. В их трудах Бруно находит именно то, что давно ищет – утверждение о бесконечности вселенной и множественности миров. Но самый большой переворот в душе юноши произвела книга Коперника. У Бруно больше не было сомнений. Теперь он был абсолютно уверен в том, что Земля не является центром вселенной, а находится в движении как и другие планеты.
Наряду со строением мироздания Бруно изучает мышление человека, механизмы памяти и работу человеческой мысли. Мнемоника – так называется наука о памяти. На всю жизнь она становится любимой для Джордано. Он удивляет всех своими уникальными способностями. Так в Риме в присутствии папы ему один раз прочитывают вслух незнакомый древне-еврейский псалом, и юноша повторяет его слово в слово.
Джордано посвящается в монахи и, в скором времени, получает сан священника. Он поступает в высшую богословскую школу, успешно сдавая все экзамены. Бруно удивляет наставников своими способностями и широкими познаниями. Вскоре он начинает преподавать Теологию. Джордано видит и подмечает многое. Он не скрывает своих философских взглядов, за что наживает себе врагов и постоянно получает нарекания начальства. Учась в богословской школе, Бруно пишет комедию, в которой остро высмеивает глупость и педантизм, ханжество и лицемерие, в том числе и в религиозной среде. Он пишет: «Невежество – лучшая в мире наука, она даётся без труда и не печалит душу». Комедия вызывает настоящую бурю в церковных кругах.
Затем происходит событие, последствия которого полностью меняют жизнь молодого священника. В Сан-Доменико Маджоре приезжает видный теолог, гордость Ордена. Организовывается показательный диспут, на котором Бруно уличает его в недобросовестности и незнании первоисточников. На этом же диспуте Бруно показывает свою большую осведомлённость и знание запрещённых книг. Нападая на учёного невежду и защищая «еретические измышления» он сам выступает в качестве еретика. Разражается большой скандал. Джордано обвиняется в ереси. Начинается следствие. Дело грозит быть переданным в инквизицию. Из Неаполя в Рим выезжает доминиканец, который должен вести допрос Джордано. Но до Рима он не доезжает. Спустя несколько дней мёртвое тело доминиканца находят в Тибре. Теперь молодому священнику грозит ещё и обвинение в убийстве. Джордано сбрасывает рясу, принимает прежнее имя Филиппо и покидает Рим. Так начинается его долгое и одинокое странствие по свету.
Долгие годы Бруно путешествует. Он посещает Женеву и Париж, живёт в Англии, затем переезжает в Германию. Везде он пользуется большим успехом, проявляя свои огромные знания и уникальные способности.
«Это блуждание по свету раскрывает ему новые горизонты, знакомит с самыми разнообразными общественными порядками, требованиями, людьми. Оно становится одним из внешних элементов, определивших широту его взглядов, его общечеловеческие симпатии и то объективное спокойствие, с которым он относится ко всем явлениям жизни. Он стоит как бы над человечеством, умеет правильно оценить значение кальвинистов и лютеран, предвидит возможность будущего развития философии и научной деятельности»2.
«Бруно был и реформатором этики, понимая, что отвлечённая этика немногого стоит. Подлинная нравственность, утверждал он, должна основываться на естественных, доказанных разумом, законах, а не на запретах и угрозах, которые лишь приводят к различным хитроумным её нарушениям. И начать совершенствование человеческого общества мы должны в первую очередь с самих себя. «Очистим сперва наше внутреннее небо, а затем, после такого просветления и преобразования, будет легко перейти к обновлению и усовершенствованию другого, внешнего, чувственно постигаемого мира», – призывает он.
Бруно утверждал, что красота освобождает человека от своего малого эгоистического «я», она уводит его в сферы прекрасного, родину его духа. «Мудрость, которая есть вместе с тем истина и красота – вот идеал, перед которым преклоняется истинный герой. (...) Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине – единственное занятие, достойное героя». «Через посредство прекрасного достигаем мы области красоты и добра».
Бруно исповедует религию любви ко всему сущему: «Тот самый закон, который исходит поистине от Бога»; философию единства Вселенной и Бога во всём. «Мы в небе и небо в нас», – утверждает он»3.
В своих трудах гениальный молодой учёный являет себя миру глубочайшим философом, восторженным поэтом Всезвёздной Любви и неутомимым борцом за свободу, красоту и бессмертие человечества.
О себе Бруно говорит: «Все ледники Кавказа не в силах охладить огонь моего сердца».
Великие и гениальные люди зачастую обладают и мощным даром предчувствия. Бруно предвидит свою судьбу. Иногда перед его глазами вещим и жутким видением возникает картина пышной огненной процессии, которая ждёт его в Риме.
В своём знаменитом произведении «О героическом энтузиазме» Бруно как бы предсказывает свою судьбу: «…Измените смерь мою в жизнь, мои кипарисы – в лавры и ад мой – в небо: осените меня бессмертием, сотворите из меня поэта, оденьте меня блеском, когда я буду петь о смерти, кипарисах и аде. (…) Ведь для любимцев неба самые лютые несчастья обращаются в наивысшее благо: ибо нужда родит работу и труд, а они – всего чаще осиянную бессмертием славу. (…) И смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках грядущих!».
Находясь в Германии, Бруно получает письмо из Венеции, куда он приглашается в качестве педагога по мнемонике. Давно не видев Италии, и к тому же Венецианская республика была довольно либеральна в делах религии, Бруно принимает это роковое предложение. Хозяин дома, в котором останавливается Бруно, который и пригласил его в Венецию, очень хотел приобщиться к «чудесному искусству памяти», к тайным магическим знаниям и волшебству, которыми, по его мнению, владел Джордано. Но оказавшись человеком недалёким, да к тому же скрытным, подозрительным и ленивым, он не получил того, что хотел. Новаторская философия Бруно не вмещалась в узкое сознание венецианца, и он пишет донос, в котором обвиняет учёного в чародействе и магии. Бруно прекрасно видит развивающиеся события и решает немедленно покинуть Венецию, но не успевает. Его арестовывают и отправляют в тюрьму.
Более семи лет провёл Джордано Бруно в застенках инквизиции. Бесконечные допросы и пытки не сломили великого учёного. «Он ничего не отрицал, предоставляя право на жизнь всему чему угодно. Когда речь во время суда заходила о его философии, он разъяснял, развивал, что могло показаться неясным, стремился быть как можно определённее, вразумительнее, как будто перед ним не отцы-инквизиторы, а студенты Оксфорда или Сорбонны. Он был так прост и спокоен, что окружающих иногда охватывал трепет»2.
Бруно выдержал всё. Пытки инквизиции не вырвали у него ни слова признания. Он не отказался от своих взглядов и убеждений. В полном спокойствии выслушав смертный приговор от римского первосвященника, он так же спокойно вынес свой приговор Папству: «Вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я выслушиваю его». Это была правда. Отцы-инквизиторы боялись Бруно. За время пребывания в застенках инквизиции он проявил себя мощным воином духа с несломимой титанической волей, заставлявшей трепетать его палачей.
Казнь была назначена на утро 17 февраля 1600 года. Это был юбилейный год папы Климента VIII. В Риме был праздник. 50 кардиналов и десятки тысяч верующих католиков съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения, на площади Цветов, на пылающем костре инквизиции был сожжён человек, говоривший миру о Вселенской Любви, движущей всем мирозданием.
«Мы ищем Бога в неизменном, непреклонном законе природы, в благоговейном настрое души, руководимой этим законом; мы ищем его в блеске солнца, в красоте вещей, исходящих из лона этой нашей матери-земли, в истинном отблеске Его сущности – в бесчисленных созвездиях, светящихся на неизмеримом пространстве единого неба, живущих, чувствующих, мыслящих и воспевающих хвалу Всеблагому, Всеединому и Всевышнему».
Так любил Бога Джордано, поклоняясь ему «в духе и истине», и это высочайшее чувство провело его через пытки инквизиции и пламя костра к истинному бессмертию и неувядаемой славе»3.
«Он сгорел на костре
за науку о дальних мирах...
Не стерпели пигмеи
его дерзновенных открытий!
Им спокойнее жить,
с головою зарывшись во прах,
От пространственных зорь
за стеной отрицаний укрыться.
Он раздвинул наш мир
за предел галактических звёзд,
И Космический Разум
размерами не ограничил;
Но построил меж Ним
и земным пребыванием мост,
Уводящий за скудные догмы
воззрений привычных.
О, какой безграничной
взлетала крылатая мысль
В беспредельные дали,
что ввысь от Земли увлекали,
Открывая нам замысел Высший
и внутренний смысл
Очевидности плотной,
чтоб мы до Небес дорастали».4
Примечание:
1. Н.Д. Спирина. «Воительница».
2. http://www.aska-life.com.ua/people/Dzhordano_Bruno1185573.htm
3. Н.Д. Спирина. «Гражданин Вселенной».
4. Н.Д. Спирина. Джордано Бруно.