ЦЕННОСТЬ ВЗАИМНОСТИ
(Наталия Светлова)
В периоды разъединения и разобщения хочется укрепить ценность объединения и взаимности.
Толковый словарь С.И. Ожегова трактует понятие взаимности так - «общий для обеих сторон, обоюдный, обусловленный один другим, связанный один с другим»1, синонимами слова «взаимность» являются слова: двусторонность, обоюдность, общность.
Н.К. Рерих в своём очерке «Взаимность» так пишет об этом:
«"Взаимность есть основа соглашений".
Сколько раз эта старая французская поговорка повторялась. Твердилась она и на лекциях международного права, и при заключении всяких договоров. Наконец, произносили её в бесчисленных случаях всяких жизненных пертурбаций.
Не только сама непреложная истина заключена в словах поговорки. Каждый человеческий ум на всех ступенях своих отлично понимает, что без взаимности всякая договорённость будет лишь пустым и стыдным звуком. Без взаимности непременно будет участвовать ложь, обман, который рано или поздно даст все последствия, творимые обманом.
Вот мы говорили о добровольности. Но и взаимность может расцвести лишь на основе доброй воли. Ничем нельзя вызвать так называемую взаимность, если этот прекрасный цветок не расцветёт лотосом сердца.
Волны бьются о скалы. Скалы встречают их без взаимно-сти. Правда, волны могут источить скалы. Волны могут образо-вать целые подводные пещеры и в постоянстве своём могут раз-рушить каменных гигантов. Но ведь это будет не соглашение, не договорённость – это будет натиск. Это будет насилие, а всякое насилие непременно окончится тем или иным разрушением. Поднявший насилие от насилия и погибнет.
В примере волн и скал как бы встретились два несогласимых элемента. Но даже и скалы, если их породы позволили бы, они могли бы ввести даже противоположное начало в полезные для бытия каналы.
Но вряд ли можно предположить, что сердца человеческие так же мало согласимы, как вода и камень. Ведь даже и вода может быть в твёрдом состоянии, и породы камня могут издавать влагу. И ведь эти элементы лишены сознания. По крайней мере, их сознание нам недоступно. Но не может же быть такого человеческого сердца, которое, с одной стороны, не могло бы дать влагу благодати, а с другой стороны – не было бы способно к адаманту мужества. (…)
Странно и то, что люди так часто воображают взаимность в деле какой-то официально государственной договорённости. Но ведь без семейной, дружеской и общественной взаимности, какая же может быть речь о государственности? Потрясая основы общежития, люди тем самым потрясают и все прочие основы. Можно потрясти основы брака и в результате государство получит целые миллионы внебрачных, беспризорных, дичающих подростков. Можно сделать гнусную шутку из употребления всяких ядов, и можно окончить почти отравою целого народа. Разве мы не видим примеры?
В каждом из таких случаев, превратившихся в народное бедствие, в начальной основе можно бы усмотреть какое-то тупо-эгоистическое действие. Кто-то один помыслил лишь о своём самоуслаждении или преступной выгоде, и от этого одного злобного уголька вспыхнули пожары народных бедствий. Поистине, озверелый эгоизм есть, прежде всего, враг взаимности.
Общежитие даёт множество возможностей для воспитания взаимности. Ведь все чувства должны быть воспитаны. Но много истинной человечности и терпимости нужно проявлять, что-бы сама идея взаимности могла бы расти свободно и добровольно. Взаимность напоминает и об ответственности. Ведь каждый, отказавший в предложенной ему взаимности в делах блага, тем самым принимает на себя и тяжкую ответственность. Во взаимности сочетаются и разум, и сердце. Сердце по благодати чует, где оно должно простирать своё благоволение. С другой стороны, разум напомнит о той ответственности, которая будет порождена жестоковыйностью или невежеством.
Опыт маленьких сотрудничеств, малых ячеек, собравшихся для добротворчества, даёт многие испытания возращения взаимности. Всё лучше испытывать, прежде всего, на обиходе. Посмотрите, как будут претворяться обиходные будничные задачи и столкновения, и вы поймёте: как в мегафоне, они отразятся во всеуслышание. Самость и самовыгоду можно проверять тоже по мегафону. Какой ужасный раздирательный рёв и вой может получиться из самого, казалось бы, ничтожного домашнего недо-разумения.
Недаром в старинных школах жизни руководитель подчас умышленно бросал испытание терпимости и взаимопонимания. Тем, кто в сердечности не мог понять нужное, те хотя бы по разуму могли предостеречь самих себя от возникающей ответ-ственности. Можно ударить по какому-либо звучащему предмету в одном углу дома и получить отзвук в нежданно противоположном помещении. Совершенно также точно и в создании ответственности и взаимности.
Если бы только люди могли скорейше осознать, что для блага народных преуспеяний взаимность не должна оставаться в пределах поговорки, но должна войти как основа сотрудничества.
"Взаимность есть основа соглашений"».2
В Учении Живой Этики, Гранях Агни Йоги и Письмах Елены Ивановны Рерих о взаимности говорится следующее:
«Во всём нужны взаимность, соответствие или согласованность».3
«Решение всего – у Нас. На Нас полагаясь во всём, будущее своё оформляйте на фундаменте прочного основания. Это не означает недейственного возложения, но, наоборот, напряжение всех своих сил в пламенном, неудержимом стремлении к Свету. Я с вами всегда, почему же утверждение это не сделать реальностью своего существования? Мало того, что Я с вами, но ведь и вам надо быть всегда вместе со Мной. Как? В сознании вашем. Ведь не требуется ничего – только быть вместе со Мной в памятовании обо Мне постоянном. И тогда всё остальное придёт как следствие Предстояния непрерываемого. Основою этого достижения будет любовь. Чувство это взаимно. Именно взаимность его обуславливает возможность приведения в действие Колеса Сотрудничества, когда происходит мощный взаимообмен тонких энергий. Вы отдаёте своё, а взамен вам посылается Благо…».4
«…Надо обратить особое внимание именно на взаимность воздействия высших энергий, они могут быть истинным благословением для окружающих и пространства».5
«…По струнам созвучия долетают далёкие чувства, и дальность им не преграда. Какая огромная сила заключается в искреннем чувстве! Взаимность удесятеряет её».6
«…Для каждого творческого действия, для каждого проявления необходима взаимность и соответствие. Потому, если нет ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет и устремления, но нам заповедана зоркая напряжённость устремления».7
«Не без причины Мы постоянно говорим о бережности. Люди совершенно не понимают значения этого качества. Сколько пагубных болезней происходит от недостаточной взаимной бережности. Но тем более требуется она там, где различие вибраций мощно. Требуется зоркость и взаимность, чтобы не причинить вреда».8
«…Но, конечно, если бы Великие Учителя стали насильно лить свои лучи, то без восприятия с нашей стороны, мы были бы испепелены. Во всём нужна взаимность, соответствие и соизмеримость. Всё бытие основано на взаимном обмене и сотрудниче-стве. Потому человек, обособившийся или ограничивающий себя лишь самим собою, осуждён на смерть, как духовную, так и физическую. Так, если кто утверждает лишь один устой, то построение его не прочно и не выдержит надвигающегося вихря».9
«В мироздании взаимность имеет решающее значение».10
Примечания
1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. 1990 г.
2. Н.К. Рерих. 1935. Взаимность.
3. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. Т. 1, 21.07.1934.
4. Грани Агни Йоги. 1964 г., 585(Нояб.21).
5. Грани Агни Йоги. 1965 г., 505(Гуру). 6. Грани Агни Йоги. 1971 г., 742(М. А. Й.).
7. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. Т. 1, 06.07.1934.
8. Живая Этика. Надземное, 5.
9. Письма Е.И. Рерих в 2-х тт. Т. 2, 18.02.1936.
10. Живая Этика. Надземное, 919.
6. РОССИЯ
Стихотворение Н.Д.Спириной