В настоящее время проблема детского чтения является крайне актуальной. Многие педагоги, родители, общественные деятели, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения, задают вопросы: «Что же делать? Как уберечь детей от негативной информации, льющейся на них с экранов телевизоров, из разного вида гаджетов? Как простым, доступным детскому сознанию языком рассказать им об Учении Живой Этики? Как привить детям любовь к книге, к чтению? В своем докладе мы попытаемся ответить на эти вопросы, основываясь на Учении Живой Этики, Письмах Е.И.Рерих, на творчестве Н.Д.Спириной и практическом опыте работы с детьми сотрудников Кузбасского Рериховского Общества.
Наталия Дмитриевна Спирина – известный исследователь наследия семьи Рерихов, ученица Б.Н.Абрамова. Она - Основатель Сибирского, Уральского и Кузбасского Рериховских Обществ и вдохновитель создания многих Рериховских обществ, как в России, так и за рубежом. Под Ее руководством построено два Музея Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае. Наталия Дмитриевна – человек высокой духовной культуры, поэт, прозаик. Являясь педагогом-музыкантом по профессии и Учителем по призванию, Н.Д. Спирина большое внимание уделяла вопросам воспитания будущих поколений. Ее книги для детей являются основой образовательной программы эстетико-этического направления «Восприятие Прекрасного», которую более десяти лет разрабатывают и опробируют в учебных заведениях Кемеровской области педагоги-сотрудники Кузбасского Рериховского Общества.
В одном из своих писем Е.И.Рерих пишет: «Правильно, что в вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! (…) Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против, легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса»1.
Складывается впечатление, что эти мысли Елены Ивановны сказаны, именно, для нашего времени, настолько они актуальны сегодня.
Кладезем мудрости, нравственным учебником жизни, настольной книгой для детей и взрослых называют повесть-сказку Наталии Дмитриевны Спириной «В Стране, где всё возможно», педагоги и учащиеся, прочитавшие ее. Она раскрывает перед читателем новый, чистый и красивый мир, в котором каждому хотелось бы жить. "Страной Добра" назвали дети эту Книгу с большой буквы. Каждая глава этого произведения содержит огненные мысли Учения Живой Этики и, в доступной для детей и молодежи форме, доносит их до читателя.
Повесть-сказка знакомит детей с главными, основополагающими Законами жизни, формирует правильное их понимание, развивает воображение, пробуждает в детских сердцах радость о Прекрасном.
В Учении Живой Этики сказано: «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине»2.
«Каждое восхищение перед прекрасным собирает зёрна света. Каждое любование природою создаёт луч победы (…) Научитесь вмещать эту радость света»3.
Как открыть для детей «радость света»? Как дать им первое представление о беспредельности, как обратить их взор к Красоте Мироздания? Как пробудить в детском сознании устремление к Дальним Мирам?
В Гранях Агни Йоги говорится: «Устремление означает движение вперёд, то есть расширение сознания. Это постоянное расширение и обуславливает постоянный приток новых мыслей, несущих новое. (…) Дальние, Высшие Миры существуют. (…) Устремившись, можно войти в связь с Дальней Звездой, но духом, но в духе, но устремившись. Устремление к Дальним Мирам приводит к Космическому Знанию и погружает дух в океан Беспредельности»4.
«В пространстве, не имеющем предела, где миллионы звёзд, может представить себя человек, оторванный от малой планеты, на которой временно обитает он на своём бесконечном пути в Беспредельность»5.
Каждый педагог, читавший школьникам главу «Полёт на Звезду» из повести-сказки «В Стране, где всё возможно», замечал, как весь класс в едином порыве устремлялся вместе с главным героем Петей к Далёкой Звезде, как загорались глаза детей, впервые ощутивших восторженный полёт духа.
Глава повести-сказки «Причина и следствие» в доступной юному сознанию форме знакомит детей с Законами Кармы и Перевоплощения. Переживая за героев повести-сказки, обдумывая их действия, дети постепенно осознают, что каждый их поступок рождает следствие. Обсуждая действия героев книги, ребята сами приходят к выводу о том, что для того, чтобы жизнь была более счастливой, необходимо совершать хорошие поступки, быть честным человеком, тогда и следствия поступков будут хорошими. Итогом подобных размышлений становится открытие: оказывается человек – хозяин своей судьбы! «Что посеешь, то и пожнешь». Радостно наблюдать, как ученики начальной школы делают, в результате рассуждений, столь важные для их будущей жизни открытия. Не взрослые им это объяснили, а они сами пришли к таким мудрым мыслям. В этом великая сила хорошей книги.
В Учении Живой Этики говорится: «Много усилий нужно, чтобы человек вспомнил о прекрасном законе причин и следствий»6.
«Как величественен Закон Причинности! В нем заключен ответ на каждый вопрос…Кто приобщается к закону Причинности духом, тот уже приобщен к Истине. Если бы школы и храмы возгласили Закон Причинности, то и сознание было бы на высшей ступени, ибо не может продвигаться то, что разобщено с основами Бытия…Нужно принять Закон Причинности во всей мощи»7.
Следующая глава книги помогает понять детям, что не только поступки, но и каждая мысль имеет значение в жизни. Устами мудрой героини повести-сказки Ариэлы сказано: «Мысль – это великая сила, и она может создавать или разрушать, сделать жизнь прекрасной или несчастной, и все это зависит от самого человека. На земле только человек владеет этой мощью»8. Обсуждая с педагогом главу повести-сказки «В мире мысли» ребята приходят к выводу: «Это так важно - понять, что многое на земле зависит от наших мыслей!»
Очень ответственная задача педагога, приобщающего детей к основам Живой Этики, сказать им о Великих Учителях. Не просто приблизить к детскому пониманию, в рамках обычного занятия, священные Огненные Образы.
Читая повесть-сказку, дети впервые соприкасаются с Обликом Великого Учителя в образе Отшельника, который «видит, слышит и чувствует всё происходящее на земле своим открытым сердцем и безошибочно знает, куда нужно послать луч помощи. Он работает непрестанно, и сердце его не знает ни отдыха, ни покоя»9. Проникновенные строки повести-сказки создают торжественную атмосферу, и в воображении детей впервые рождается в образе Отшельника светлый, возвышенный Облик Великого Учителя.
Повесть-сказка Н.Д.Спириной «В Стране, где все возможно» уникальна еще и тем, что интересна детям любого возраста: известен опыт работы с книгой в детском саду, в школе с 1-го по 11-ый классы, а также со студентами педагогического ВУЗа. Конечно, каждая возрастная группа понимает содержание на своем уровне, поэтому педагоги используют в работе с книгой разные формы и методы.
В начальных классах целесообразно читать детям книгу по главам. За одно занятие прочитывать одну главу. Затем, обязательно задать ребятам вопросы по прочитанному. Важно перед чтением настроить класс на восприятие повести-сказки. Предложить детям представить в своем воображении все, о чем пойдет речь в книге. Само чтение лучше не сопровождать видеоиллюстрациями для того, чтобы развивалось воображение школьников. Только после прочтения главы можно показать иллюстрации к этой главе из книги.
В основной школе учащиеся могут прочитать книгу самостоятельно. Для более полного и ясного понимания прочитанного, педагоги-сотрудники Кузбасского Рериховского Общества разработали Викторину. (см. Приложение) Отвечая на ее вопросы, школьники осмысляют прочитанное, делают важные для себя выводы.
Ответы детей на вопрос Викторины «Чему научила вас повесть-сказка Н.Д.Спириной «В Стране, где все возможно» такие: «Эта книга научила видеть прекрасное вокруг себя», - отвечает семиклассник Максим К.
«Повесть-сказка помогла мне понять, что хорошие мысли способствуют здоровью, поднятию настроения, а также побеждают зло», пишет Андрей С.
«Эта книга научила меня реальной жизни, научила быть устремленной, верить в свои силы. Я поняла, что только добром можно побеждать», пишет Катя М.
«Повесть-сказка «В Стране, где все возможно» научила меня быть добрее и светлее, и если я буду такой, мне тоже откроется такая прекрасная и неведомая Страна, где все возможно», - делает вывод Люба О.
Лучшие ответы учащихся могут стать основой сценария праздника «День книги», посвященного подведению итогов Викторины. Важно собрать всех учащихся, прочитавших повесть-сказку, и со сцены зачитать лучшие ответы детей. Праздник может быть театрализованным, с интересным сюжетом. Имея опыт проведения таких мероприятий, мы видим их значимость. Когда со сцены торжественно звучат мудрые, возвышенные мысли детей – это важно и для самих авторов, и для их одноклассников. Именно такие события помогают детям осознать важное значение хороших книг и пробуждают в них интерес к чтению. Сотрудники Кузбасского Рериховского Общества имеют опыт организации и проведения таких мероприятий разного уровня: общегородской Викторины, совместно с Комитетом образования г.Новокузнецка; Викторины и праздника «День книги» в гимназии №10, в загородном детском лагере отдыха «Космонавт», в книжном магазине «Планета».
Еще одной интересной и важной формой работы с повестью-сказкой Н.Д.Спириной является чтение книги в кругу семьи. Педагог может предложить родителям принять участие в таком мероприятии. Конечно, здесь нельзя подходить формально, работать только с теми родителями, которые сами искренно заинтересовались. В нашей педагогической практике такая форма работы с повестью-сказкой была реализована в лицее № 34 г.Новокузнецка. Вот один из отзывов семейного чтения:
Мама ученицы из 4 Б класса лицея № 34 так сказала о книге: «Повесть-сказку «В Стране, где всё возможно» мы читали вместе с дочерью. Эту книгу, я считаю, можно назвать «настольной» и не только для детей, но и для взрослых. Размышления автора о добре и зле, о любви и ненависти, о жизни необходимы каждому человеку. Они помогут оценить себя, свои поступки, сущность жизни. Вокруг нас столько страданий и горя, зла, жестокости, а ведь наша жизнь так коротка. Эта книга заставляет нас задуматься, а правильно ли мы живём, думаем, поступаем? Ведь в каждом из нас есть душа. Если впустить в неё только светлые, чистые, благие мысли, всё вокруг изменится. Мир вокруг станет другим, мрачные краски сменятся яркими и жить захочется и любить окружающих тебя людей.
Все эти светлые прекрасные мысли доносит автор повести-сказки до читателей через своих главных героев. Спасибо автору, Наталии Дмитриевне Спириной за такую хорошую, поучительную книгу».
Переоценить значение этой книги трудно, хорошо если ее прочтет каждый, стремящийся стать достойным гражданином будущего.
Основой интересных занятий могут стать и другие книги Н.Д.Спириной для детей: «Зеленые гости», «Сказы», близко детским сердцам и Ее поэтическое творчество – сборники стихов «Капли», «Перед Восходом» и др. Все эти книги можно приобрести в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске и в интернет магазине СибРО..
В своем Слове «Педагогика Света» Наталия Дмитриевна Спирина говорит:
«Посев добра не сохнет и в дни сужденные зерна процветут». Мы закладываем зерна света в души и сознания наших учащихся, каждый по своему разумению. Не нам судить, какое зерно даст какой всход. Но под Лучом Владыки и в ходе эволюции все зерна процветут. Каждое, по-своему, но все ко благу. Зерна Света – это те зерна, которые мы почерпаем из книг Живой Этики, и даже если мы сами несовершенны, то всходы всё равно будут.
Не будем смущаться различием методов и способов посева и выращивания зерен, всё может происходить неожиданно и не в наших земных человеческих мерах, но если мы горим стремлением сеять свет, то он не погаснет. В максимальный разгул чудовищной педагогики тьмы, когда сознательно и целенаправленно губятся души и тела людей, развращаются дети самыми изысканными способами уродства и лжи – наступает наше время. И каждый, у кого есть в руке хотя бы одно зерно света, уже этим противостоит мраку разложения.
Сейте шире широкого везде, где возможно!
Сроки наступили!»10
Литература
-
Письма ЕИР, в 2-т, т1, 15.1.32, с.155, Изд. «Вико» « Алгим» и т.о.о. «Аура», Новосибирск, 1992г.
-
Живая Этика Община, 27.
-
Живая Этика. Агни Йога, 546
-
Грани Агни Йоги. 1956 г., 408(Июль 25).
-
Грани Агни Йоги. 1957 г., 454(Окт. 18).
-
Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 2, 159.
-
Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 3, 047.
-
Н.Д. Спирина. «В Стране, где всё возможно». – Издательство СибРО, 2004 г., стр.24.
-
Н.Д. Спирина. «В Стране, где всё возможно». – Издательство СибРО, 2004 г., стр.32.
-
Н.Д. Спирина. Отблески. 1995. Педагогика Света.
Приложение
Викторина
по повести-сказке Н.Д.Спириной
«В Стране, где все возможно».
-
Как Вы думаете, почему автор назвала произведение не сказкой, а повестью- сказкой?
-
Почему в повести-сказке слово Страна написано с большой буквы? Какую Страну описала автор и где она существует?
-
Какое из событий, происходивших в «Стране, где все возможно» понравилось Вам больше всего?
-
Почему волшебные очки нашел именно Петя? Чем Вам понравился главный герой повести-сказки?
-
Опишите, как Вы представляете Ариэлу. Какая она?
-
Что помогло Пете осуществить мечту - побывать на Дальней Звезде?
-
В чем заключается закон причин и следствий, который постиг Петя? Какими должны быть мысли и поступки, чтобы их следствия сделали человека более счастливым?
-
Какая из необычных встреч в «Мире мысли» запомнилась Вам больше всего? Почему?
-
Вспомните, пожалуйста, что ответила Ариэла на испуг Пети, когда на него понеслась стая черных когтей, и почему?
-
Как по Вашему, кто такие Отшельники, одного из которых описала автор в повести-сказке? Как Отшельник помогал людям, оказавшимся в беде?
-
Если бы Вам посчастливилось встретиться с Ариэлой, какой вопрос Вы бы ей задали?
-
Чему научила Вас повесть-сказка «В Стране, где все возможно»?
|