Еще на рубеже XIX - XX веков, в России, Н.К.Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других ценностей.
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. у художника возникла идея необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн.
В 1915 году Рерих предложил Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу предпринять серьезные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ. Предложение было встречено сочувственно, но шла война и до государственных мер дело так и не дошло.
Но Николая Рериха не покидала идея защиты культурных ценностей уже всей планеты. И проект международного договора по охране художественных и научных учреждений, миссий и коллекций вместе с обращением художника к правительствам всех стран появляется в печати в 1929 году на нескольких языках и получает всемирную известность. В его поддержку выступают видные культурные и политические деятели того времени: Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс.
В преамбуле говорилось о двух мотивах заключения этого договора: во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества», во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира». Весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно Н.К.Рерих предлагаемый к Пакту флаг называет Знаменем Мира.
15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, в присутствии президента Ф.Рузвельта, США и 20 стран Латинской Америки подписывают договор об охране художественных и научных памятников. Выступив по радио в связи с подписанием договора Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа». В 1947 году, после Второй мировой войны, принесшей неисчислимые бедствия всему человечеству, в эссе «Дозор» Рерих пишет: «Так оно и есть. События, потрясшие мир за последние годы, лишь подтвердили правильность слов покойного президента. Он понимал, что Пакт заключается в общественной охране культуры». Договор, заключенный 15 апреля 1935 года, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А. Фердросса, он «исходит из концепции русского ученого Рериха».
В 1954 году в Гааге ЮНЕСКО созывает международную конференцию, в которой принимает участие 56 государств, в том числе и Советский Союз. 14 мая 1954 года подписывается Заключительный акт о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а в 1956 году в Париже он ратифицируется СССР. Таким образом, вошел в жизнь планеты Пакт Рериха, имеющий своим флагом Знамя Мира.
Наталия Дмитриевна Спирина в Слове «Священный Знак» говорит: «У Николая Рериха есть статья, которая называется «Знак Знамени Мира». В ней он пишет: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак Триединства оказался раскинутым по всему миру. (…) Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображениях Гессэр Хана и Ригден Джапо. Он же и на тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинной иконе Святого Николая в Бари. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих.
Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения».
Для нашего времени наиболее важна трактовка знака Знамени Мира как Любовь, Красота и Действие в круге Вечности». 15 апреля День Знамени Мира, день принятия Великого Пакта Рериха. С того времени Николай Рерих получил всемирное признание как Защитник и Водитель Культуры и поэтому 9 октября в день его рождения вся мировая общественность празднует Всемирный День Культуры.