К выставке картин М.П. Чевалкова «Легенды Горного Алтая»
В 2009 году отмечалось 80 лет со дня рождения алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова.
М.П.Чевалков родился 6 июня 1929 года в селе Шебалино Алтайского края, в семье сельских интеллигентов. В 1930 году он месте с семьёй переехал в Горно-Алтайск. После окончания школы — учёба в Горно-Алтайском педагогическом институте. Затем он поступает в художественное училище г. Костромы и с отличием заканчивает его.
Работая в школе, пединституте, книжном издательстве, газете «Звезда Алтая», Мирослав Павлович не забывает своё любимое и ставшее делом жизни занятие рисованием.
Мирослав Павлович Чевалков (1929-2006) — его творчество отличается от работ других художников тем, что главной темой его произведений является историческое прошлое Алтая, мир Древней Эллады и мир Древней Руси, её предания, легенды, сказки, но Алтай с его богатым эпосом, безусловно, доминирует.
В своём приветственном слове к открытию выставки кандидат исторических наук, профессор института истории и археологии Владимир Дмитриевич Кубарев назвал художника настоящим сыном Алтая.
Впервые с работами Мирослава Павловича Чевалкова познакомились учёные Академгородка, когда в начале 80-х годов в институт истории привезли пачку его рисунков. Там же была организована его первая выставка. Археологов поразило абсолютное историческое знание того, о чём говорил художник в своих работах, большая точность даже в изображении деталей. Это было 20 лет назад. Историческое прошлое Алтая раскрывается перед нами через сказочные, мифологические сюжеты этого народа.
Работы лёгкие и прозрачные, они выполнены в технике акварели. Художник очень точно передаёт мельчайшие подробности костюмов героев, снаряжение воинов, оружие, предметы быта.
Во всём чувствуется научное обоснование темы. Он прорабатывает досконально всё, что стало известным после открытий, сделанных археологами в горном Алтае. У Чевалкова масса зарисовок, в которых он тщательно всё прорабатывает и затем переносит на картины. Такая археологическая точность — первоначальная ступень. Главное — это, безусловно, талант художника, его душа. Все, кто общался с Мирославом Павловичем, говорят о нём как о человеке светлом и красивом, отмечают его сдержанность, серьёзность, обстоятельность.
У него нет натурщиков, но когда смотришь на его работы, поражаешься, насколько живы портреты людей, которые жили 2000-2500 лет назад, даже начиная с эпохи камня. Это не схематические лица, это живые люди с индивидуальными чертами.
Художника привлекают героические характеры: сильные духом богатыри-патриоты, защитники родного народа, идущие на подвиг и самопожертвование.
С детства его интересовали легенды и мифы Древней Греции: странствия Одиссея, подвиги Геракла. Мирослав Павлович мечтает изобразить все 12 подвигов этого богатыря.
Легенды о Геракле и Одиссее нам всем знакомы. Подробно иллюстрирует Мирослав Павлович странствия Одиссея. Художника привлекает в этом герое стремление познать мир, сила и бесстрашие, с которыми Одиссей проходит испытания и преодолевает бесчисленные препятствия. Творческое воображение художника помогает нам увидеть это.
На формирование художественного стиля Мирослава Павловича, который обучался в Костромском художественном училище, оказало влияние русское приволье и старина, пейзаж, деревни, напевность русского окружения.
Всё это, несомненно, отложилось в его душе и проявилось спустя много лет в его работах, посвящённых русским народным песням, былинам, русским богатырям. В его картинах эта тема звучит очень по-русски. Здесь и Илья Муромец, Руслан и Людмила, богатырь Соловей Будимирович с Путятичной.
Для Чевалкова ярким примером является творчество В.М. Васнецова. Изображая свой родной Алтай, Мирослав Павлович следует заветам Васнецова. Так творчество М.П.Чевалкова органично входит в историю русского и алтайского искусства.
Мирослава Павловича всегда привлекал русский эпос, и героями его картин становятся русские богатыри, вдохновившие художника своей любовью к родине, готовностью защитить родную землю и родной народ
Картины на сюжеты русских песен — редкое явление в живописи. Мирославу Павловичу интересны стихи глубоко русских поэтов — Сурикова и Никитина, старинные солдатские песни.
Главная тема творчества Мирослава Павловича Чевалкова, конечно же, родной Алтай — его эпос, история, природа.
Н.К.Рерих в книге «Алтай-Гималаи» писал: «Ярки цветы и успокоительны травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?» Горный Алтай — удивительно красочный, сказочный край, нередко называемый жемчужиной Азии. Древние тюрки считали его сердцевиной мира.
Конечно же, Мирослава Павловича вдохновляет красота родной земли. Его пейзажи глубоко лиричны, одухотворены силой любви художника, поэтому они никого не оставляют равнодушным.
Многие путешественники, поэты, художники воспевают Белуху — самую высокую гору Алтая. Согласно легендам — это мировая гора, у подножия которой растёт священное дерево. Николай Рерих писал в путевом дневнике: «В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру». Белоснежные вершины Белухи означают иной мир, возвышающийся над земной суетой, и для алтайцев Белуха — священная гора.
На картине «Уч-Сумер» изображены три бело-голубых вершины Белухи, одна из них представляет величественную фигуру старца, убелённого сединами. Это Цаган-Убугун — Белый старик — так звучит одно из названий Белухи.
Мирослав Павлович очень хорошо знает алтайскую мифологию и на своих картинах показывает мифические образы, отражающие представления древних алтайцев об устройстве мира и его законах.
Предки алтайцев одухотворяли природу, они верили, что в трёх сферах вселенной: на земле, на небе и под землёй — существуют духи гор, рек, огня, тайги.
Высшее бессмертное небесное Божество — Ульгень — в их понимании чистый дух, обитающий выше звёзд небесных, творец всего живого на земле. Он посылает своего вестника богатырям, которые сражаются во имя Общего Блага.
На картине «Когутей и Суйла-хан» мы видим такого сияющего вестника — беркута, который принёс от Ульгеня добрую весть богатырю Когутею.
Картина «Эрлик судит и рядит». Олицетворением недоброго начала в мифологии является Эрлик — бог подземного мира, к которому его помощники приводят людей, и Эрлик судит их за грехи.
На картине «От Ээзи» мы видим особо почитаемый на Алтае дух огня — прекрасную небесную деву, которая охраняет священный огонь, идущий с неба от Ульгеня. От Ээзи ниспосылает на землю чистый небесный огонь тем, кто способен его сохранить.
Другая картина — «Суу-Ээзи (Дух воды)».
Однажды весной древние алтайцы увидели посреди широкой реки на льдине де-вушку, расчёсывающую необыкновенно красивые длинные волосы. Они решили, что перед ними дух воды, который может принимать различные облики.
На картине «Май Эне» изображена самая красивая из сорока небесных дев — богиня, покровительница новорождённых. Они спускается с неба, опираясь на радугу и луч солнца, чтобы встретить младенца. Она нежна и ласкова, но у неё лук и стрелы, так как Май Эне готова смело защитить от злых сил ребёнка, пришедшего на Землю. Матери привязывали к колыбели куклу, изображающую Май Эне с маленькой стрелой, и считали, что пока ребёнок в колыбели, Май Эне его защитит.
Какие радостные, чистые краски выбирает художник, изображая небесную деву.
Особенно близок художнику героический эпос Алтая, который стал известен благодаря энтузиазму собирателей фольклора. На картине «Кучияк и кайчи» Мирослав Павлович запечатлел одного из известных алтайских писателей — Павла Васильевича Кучияка (1897–1943), который стал энтузиастом освоения эпического наследия алтайского народа. Павел Васильевич унаследовал от своего деда, известного в долине Катуни сказителя Шонкора Шунекова, сказительское умение, и сам был исполнителем эпоса. Он отыскивал талантливых алтайских кайчи и записывал их сказания.
Плодотворная работа по записи и особенно по переводу алтайского героического эпоса шла в 30-е годы. В 1935 г. в Москве было издано в переводе на русский язык сказание «Когутэй», в 50–60 гг. множество записанных произведений было переведено на русский язык.
Алтайские кайчи были почитаемыми в обществе людьми. Они приглашались на различные празднества и свадьбы, знаменательные события. Туда, где появлялся сказитель, съезжался народ даже из отдалённых районов. Кайчи обладали феноменальной памятью и могли исполнять произведения в течение 4–5 часов без отдыха, под аккомпанемент национального инструмента топшура.
Благодаря собирателям эпоса стали широко известны героические алтайские сказания, к которым Мирослав Павлович испытывал огромный интерес на протяжении всей жизни.
Главные герои алтайского героического эпоса — богатыри. Художника привлекает в них не только мощь и отвага, они наделены высокими этическими и нравственными качествами. Призвание богатыря — бескорыстная и самоотверженная защита благоденствия и мира на родном Алтае. Когутей, Ак-Тойчи, Алын-Манаш — любимые герои алтайского эпоса, которых изображает Чевалков.
Целая серия картин написана на сюжет эпоса «Очи-Бала». Богатырша Очи-Бала — безусловно лучший и самый яркий женский образ в алтайском эпосе. Будучи бесстрашной воительницей, обладая богатырской силой и неукротимым характером, она тем не менее не допускает и мысли о том, чтобы обидеть кого-то. Но Очи-Бала беспощадно истребляет тысячи войск, пришедших опустошить её землю.
Художник подчёркивает не только силу и мужество в облике девушки. Будучи богатыршей, она в то же время сохраняет прелестные женские черты. Очи-Бала отличается необыкновенной красотой, глаза её горят, словно синие звёзды, и 70 ханов, обо всём позабыв, смотрят на неё с восхищением. Речь её умна и певуча, она может быть очень доброй и нежной, но в обиду себя не даст.
Несколько картин художник посвящает подвигам этой богатырши. Узнав о набеге на любимый Алтай жестокого и свирепого Кан-Таадьи-Бия, Очи-Бала бесстрашно вступает в бой с его сыном Ак-Дьалаа и побеждает его. Но погибший сын снова оживлён отцом, и снова схватка.
Очи-Бала отправляется в логово Кан-Таадьи-Бия, чтобы узнать тайну его могущества. На пути она вступает в борьбу с синим быком, посланником Эрлика. Следуя совету своего мудрого коня, Очи-Бала превращается в беркута и побеждает врага.
Благодаря уму и находчивости Очи-Бала сумела раскрыть тайну Кан-Таадьи-Бия: секрет его могущества в девятигранном синем камне, который хранится в золотом сундуке. Завладев камнем, она побеждает зловещего каана и освобождает родную землю и свой народ.
Художника восхищает подвиг алтайской героини, её самоотверженное служение Родине. Изображая деву-богатыршу на фоне алтайской природы, он подчёркивает её неразрывную связь с родной землёй.
Историческое прошлое Алтая раскрывается в нескольких сериях картин.
Скифская серия, которую Мирослав Павлович озаглавил «Стерегущие золото грифы», профессор В.Д.Кубарев в своей книге «Путешествие в страну стерегущих золото грифов» поясняет: «Племена, населявшие Алтай, были известны грекам под легендарным названием «стерегущие золото грифы». По мнению учёных, поводом для легенды об этих племенах послужило самородное золото Алтая… Вероятно, уже в глубокой древности золотые рудники усиленно охранялись. Здесь-то и родилась легенда о мифических стражах золота — хищных и кровожадных грифах, растерзывающих всех, кого увидят».
Вот на фоне гор мы видим скифского вождя. Вглядимся в этот портрет, и действительно, возникает ощущение, что перед нами живой человек, неповторимый, со своим характером.
К картинам, изображающим жизнь скифов и древних тюрков, художником была сделана масса зарисовок и графических работ, в которых видна тщательная и скрупулёзная работа по изучению истории народов. Он прорабатывает досконально всё, что стало известно после открытий, сделанных археологами в Горном Алтае. По словам Кубарева, «в красочных акварелях, динамично передающих военные сцены пазырыкской эпохи или древнетюркского великодержавия, чувствуется желание художника быть очень достоверным, изображая тактику боя или специфичные виды оружия того времени.
Этнографически точно прорисованы Чевалковым костюмы персонажей, реконструкция которых тоже основана на археологических материалах, обнаруженных в промёрзших курганах Алтая».
«Древние тюрки. Посвящение в каганы» — картина, рассказывающая об обычаях древних тюрков, помогает нам представить обряд избрания верховного правителя тюрок — кагана. В основе посвящения в каганы лежат древние племенные обычаи. Будущего кагана сажали на белый войлок и девять раз обносили кругом по солнцу. Затем его подвергали испытанию. Посаженному на лошадь будущему правителю шёлковой белой тканью стягивали шею и задавали вопрос: «Сколько лет будешь править?» — полагая, что только в таком состоянии он может сказать правду. Выдержавшего испытание назначали каганом.
На картинах Мирослава Павловича словно оживают страницы истории алтайского народа. Одна из трагических страниц — борьба алтайского народа с джунгарскими ханами. В XVII веке алтайцы подвергались бесконечным набегам жестоких ханов, грабивших народ и уводивших людей в рабство в Джунгарию (территория Китая).
На одной из картин, выполненной маслом, изображён бой с джунгарами, где ху-дожником передана динамика боя и ожесточённость схватки. На другой картине, выполненной в скорбных, мрачных тонах, изображены алтайцы, уводимые в неволю в Джунгарию. Алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать русскому царю письмо с просьбой принять их под своё покровительство, так как только Россия могла спасти Алтай от набегов джунгар и следующая картина — «Ныне у нас белый государь», где мы видим алтайцев уже в Кремле.
У Чевалкова есть работы, посвящённые пейзажам Алтая. В этих работах чувствуется восторг перед природой Алтая, уважение к мощи и красоте природы древней страны. Эпос для алтайцев это основа национального, основа их нравственности, языка, культуры поведения. Эпос — основа всей духовной культуры алтайцев.
Мирослав Павлович создал свою линию иллюстраций эпоса. Раньше у других художников, в основном, были чёрно-белые иллюстрации. А его работы — это богато-красочные произведения.
В центре картин Мирослава Павловича — человек, независимо от эпохи, нацио-нальности, страны, — человек в его духовном проявлении.
Картины его пронизаны любовью к родному краю, уважением к обычаям предков, стремлением передать красоту и силу человеческого духа.
Его творчество органично входит в историю и русского, и алтайского искусства.
Мечта всей жизни Мирослава Павловича Чевалкова, чтобы его картины помогали и служили людям.
Ю.Н.Рерих полагал, что одной из главных задач востоковедения является взаимопонимание народов земли, а также поддержка их стремления сохранить культурное наследие и своё национальное достояние. Творчество Чевалкова — отражение этой высокой и благородной идеи.
Рихард Рудзитис писал: «Культурный деятель… стремится к культурному сотрудничеству, он всеми силами старается способствовать взаимопониманию, объединению и содружеству индивидов и народов».
Таким деятелем мы можем считать и Мирослава Павловича Чевалкова, который в своём творчестве объединяет культурное достояние разных народов.