КАЖДАЯ ПТИЦА ПОЁТ СВОЮ ПЕСНЬ!
Учение Живой Этики, данное Еленой Ивановной Рерих, открывает возможность людям его изучающим, формировать свое мировоззрение, понимать происходящее, как во внутреннем мире, так и во внешней среде человека; создавать и совершенствовать самого себя и др. В этом вопросе важная роль отводится симфонии человеческих качеств.
Эта подборка по книгам Живой Этики посвящена качеству вмещения. Ответим на два вопроса: что такое вмещение и что необходимо научиться вмещать.
Что такое вмещение?
…Подвиг не есть отказ, но есть вмещение и движение. Так, когда Говорил отказавшийся, нужно было понять вместивший. Невозможно представить сущность отказа, ибо около гнездится запрещение, но вмещение показывает сознательное понимание.
Как же отказалась Владычица от миров? Ибо Она вместила величие построения будущего, и тогда ничто не может остановить рост духа…1
…Скажут – мы для общины отказались от радостей. Ответьте – какая кладбищенская ваша община, если она на постном масле. Как слезливо унылы лишения! Как облизываются они на запретные лакомства!
Явление лишений незнакомо Нам, ибо вмещение исключает лишение…2
…Вмещение или терпимость – одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо…3
Терпение есть дар неба – так говорили древние. Почему терпение должно быть от неба, когда, казалось бы, оно должно принадлежать исключительно сердцу? Но как же напряжем терпение, если не будем знать Высшего Мира? Лишь когда от сердца утвердится к Высшему Миру нить серебряная, лишь тогда сойдет понимание терпения. У Нас чтут это качество, около него и терпимость, и вмещение, иначе говоря, открытие Врат. Если нам нечто не близко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце? Неужели предпочтем насладиться, но ожесточить сердце близкого? При этом разве не будет прекрасным испытанием зорко наблюсти, что именно открывает сердца ко Благу? В разнородности достижений нельзя не признать общую гармонию сфер. Пусть она выражается хотя бы в одном звуке, но каждая подлинная нота звучит консонансом космическим и должна быть принята бережно. Потому люди так возмущаются в сердце, если эта нота отринута. Испытание терпением есть одно из высоких испытаний.4
Умение уважать степень каждого труда показывает вмещение, годное для Огненного Мира.5
Урусвати знает, что понятие вмещения должно быть ясно установлено. Многие полагают, что вмещение есть принятие доводов противоположных. Между тем, вмещение есть понимание побуждений. Можно милосердно понимать причины, руководящие собеседником, но было бы непозволительно немедленно отказаться от своих давно продуманных убеждений.
Вмещение имеет сходство с состраданием. Можно видеть, как заблуждаются противники и поступают против своей пользы. Но как бережно нужно убеждать их! Кроме того, нужно помнить старинную пословицу: «О вкусах не спорят». Можно знать кармические причины таких вкусов. Можно видеть следы атавизма, но невозможно искоренить скоро наслоение наклонностей.
Не поймите, что Мы являем яркие привычки, которые царствуют над людьми. В данном случае говорю о вкусах, которые гораздо глубже, нежели привычки. Также не легко оспаривать вкусы человека, которые различаются от окружающего, но не содержат в себе ничего отвратительного. Можно указать на дисгармонию, но не каждое ухо способно уловить ее.
Мыслитель наставлял: «Умейте так расширить сердце, чтобы вместить чужую боль тогда найдете и слова утешительные».6
Урусвати знает ценность природных качеств вмещения и терпимости. О них следует упомянуть, ибо люди в жизни вообще о них не размышляют. Иногда человек сетует на нетерпимость и даже называет ее признаком дикости, но, в то же время, он не желает подумать – как развить терпимость?
Человек не хочет присмотреться, на каких основах могут расти терпимость и вмещение, но оба качества не далеки от сострадания. Они научают пристально всматриваться в сознание ближнего и понять, какие причины породили его заблуждение.
Нужно учить народ и пробуждать его нравственность, но такая задача невозможна без индивидуальной наблюдательности. Каждый заблуждается по-своему, и в основании могут лежать глубокие причины. Невозможно судить о толпе по ее крикам и стонам. Боль у каждого своя и требует особого лечения.
Не должны люди забывать о вмещении и терпимости, ибо такие мосты понадобятся в Надземном Мире. Явление Надземного мира нужно в каждом человеческом действии. Не об отвлеченной нравственности говорим, но о действенной строительнице жизни. Нужно приложить явление Надземного Мира к каждому действию, только так можно стать сотрудником Надземного Мира и подготовить себя к жизни.
Мыслитель говорил: «Познайте терпимость, и она научит вас великому терпению».7
Урусвати знает огненное равновесие. Много сказано о соизмеримости и равновесии, но такие понятия остаются непримененными, ибо главное их основание не осознано. Даже опытные исследователи впадают в равнодушие вместо равновесия. Все знают, что природа бытия огненна, но как приложить это качество к земной жизни? Истинно, можно достичь огненного равновесия, живя в земной и надземной жизни одновременно.
Только не следует думать, что погружение в Надземный Мир уже разрешает задачу равновесия. Нужно действительно приложить все силы к земному бытию, но понять, что такое старание нужно для надземного преуспеяния. Казалось бы, такое вмещение не трудно, но редко оно достигается; или человек впадает в отвлеченность, или погружается в обычный быт.
Не нужно думать, что равновесие дается легко. Оно должно быть воспитано с малых лет, для этого требуются общедоступные книги о Мире Надземном.
Пусть из разных верований будут собраны данные о жизни надземной. К таким примерам пусть будут добавлены случаи из современной жизни. Только так можно сочетать древние предания с современной жизнью.
Обычна ошибка, когда невежды утверждают, что современная жизнь не дает психических проявлений. Можно утверждать, что такие проявления особенно часты, но грубое невежество не замечает их. Само слово «равновесие» уже есть вмещение.
Мыслитель утверждал: «Огненна наша природа. Пусть сумеем зажечь свой священный огонь».8
Что нужно вместить?
…Без специальности легче готовиться к очередной задаче эволюции – к сношению с дальними мирами и к претворению мира темных земных пережитков. Вмещение понятия общины составит Врата к следующим достижениям, и сроки их зависят от самих людей. Потому принимаем всякие поиски общины…9
…Если бы люди научились ощущать волну сантаны, они получили бы сознание Космоса.
Когда путник стоит на высоте, разве он не может почуять, что его тело возвышается, как соединение планет? Именно, не оторванность от Земли, но вмещение соединяемости делает человека деятелем…10
…Где же первопричина бешенства эгоизма? Человек, сеющий ужас, сам безумно боится. В отрицателе сидят не только невежество, но и низкий страх. Скажите детям, по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей…11
…Вмещение конечности Вселенной при осознании беспредельного пространственного принципа принадлежит к тем вопросам, которые ученик должен решить сам, ибо это называется «Сумма Суммарум». К осознанию этих пространственных понятий расставляются вехи, но формула должна быть произнесена самостоятельно. Формула соответствует степени «Пустынного Льва», она показывает вмещение отрыва от земли и земной собственности. Явление разделенных сфер нуждается в осознании этой формулы…12
…Все сказанное о психической энергии относится к каждому действию. Здесь нет ничего отвлеченного, ибо психическая энергия заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе, и дело просвещения – научить человечество обращаться с этим сокровищем.
Для развития энергии – именно психофизический ряд действий над собою, как терпение, вмещение, осознание Огня и напряжения пространства…13
Вмещение Наших Заветов должно выражаться в неотлагаемости действий. Ученик не должен себя успокаивать злым исходом и добрым намерением. На весах являются, как тяжкие гири, легкомыслие, небрежение, умаление приказа.14
Как пламя всеобъемлющее, Сердце Космоса всевмещающе. Как прекрасно это вмещение! От малого до великого все преломляется в этом явленном кристалле. Когда все космические возможности каждому явленному свитку дают направление, когда каждое начинание имеет свои, устремляющие его, провода, когда нужно осознать Космическое Величие, напряжем всю силу духа и вместим. Нет уклона, нет отказа, нет отталкивания, нет отрицания, есть лишь одно вмещение. Учитель являет значение понятия вмещения…15
Устремление к сокрушению не есть задание Космоса. Принято считать человека, как страждущего от явленных Космосом сокрушений. Принято считать стихии и катастрофы тем бичом, от которого так много бедствий, но усмотрим, где катастрофы только кармические проявления и нераздельны с Космосом. Если ту мощь мы осознаем, то утвердимся в сознании Космического Магнита.
Ведь каждый атом, в своем движении ведущий к цепи Космического Магнита, восстанавливает ритм Космоса. Ведь каждый атом своим движением вызывает цепь других движений. Если бы человечество поняло ту тонкую пульсацию, которая напрягает все пространственные силы, то не утвердилось бы мышление о тех предназначенных силах, которые сокрушают и прекращают жизнь человека. Ведь явление ритма в Космосе называется разумным смещением. Так явим разумное вмещение смены.
Совместно с уходящими условиями приток новых энергий творит новую жизнь. Явим радость беспредельному смещению. Когда Космический Магнит действует, мощно трансмутируя силы, нужные для эволюции, явим радость смещению.16
Соответствие между устремлением и следствием определенно утверждает форму, которая является высшей напряженностью. Сродство устремления с притяжением может проявить формулу, отвечающую силе вибрации Огня Пространства. Вмещение и проявление соотносятся. Потому сила, употребленная на проявление энергии, дает явление соответствия.
Если бы человечество поняло, что только творчество насыщает пространство, то оно применило бы устремление, умноженное сознательным Огнем. Только ту величину можно извлекать из творчества Космического Магнита. Только токи напряженные, как струны космические, дадут формулу уявленного Магнита Беспредельности! 17
Когда трансмутация притягивает энергии к огненному творчеству, тогда устремленный импульс совершает космическое действие. Каждая энергия, призванная к творчеству, является сотрудником Космоса. Также дух, призванный к действию, утверждается как космический сотрудник.
Какое же действие основано на космическом сотрудничестве? Каждое устремленное действие вперед означает шаг в эволюцию. Явление забвения своего «я» утверждает примыкание к эволюции. Замкнутый круг сердца дает явление тяжкого построения. Открытый на все стороны «Серебряный Лотос» являет вмещение всех Космических Огней. Так в Космосе утверждается открытое сердце.18
Когда носитель огней примыкает к космическому строительству, то он приносит высшее созидание. Творчество на Земле утверждается этими носителями огней. И только познавший вмещение высших измерений может дать человечеству насыщенный, сознательный магнит.
Матерь Агни Йоги, познав высшее измерение и огненное созидание, истинно, приносит Сущее жизни. Мы, Братья человечества, живем и измеряем высшим измерением.19
Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении. Только такое расширение и вмещение дадут настоящее смирение ко всему ненужному, которое познается относительностью. Так скажите сомневающемуся об Учении: «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!»20
…равновесие прежде всего, но вмещение расширенного сознания должно находить место явлению всех трех миров; лишь таким образом приучимся к пониманию мысли огненной.21
Свет Седьмой самый вмещающий, потому каждое земное вмещение уже будет путем туда, где каждый дух светит сиянием. Уничтожение вмещения и восхищения наносит главное препятствие для быстрого движения. Нужно учить о существовании Иерархии Миров, которая беспредельна. Пусть дети получат хотя бы намек на красоту Беспредельности. Сперва произнесется слово, но после зародится понятие. Явление Мира Огненного – прекрасное восхищение.22
Только принятие высших мер вызовет призыв Высший: «Радж, Радж, Радж!» Троекратное вмещение может повести к Высшим Сферам.23
Можно совершить не мало хороших действий, но затем прикрыть их одним кощунством; оно зовется огнетушителем, оно порождает черное пламя и пожирает Светлую ауру. Повторяйте друзьям, что между хулою и кощунством граница очень мала. Нужно изгнать из обихода хулу на ближнего; ведь это заблуждение открывает доступ кощунству на Высшее. Тот, кто понимает вмещение, тот поймет и космический вред хулы.24
Вмещение индивидуальности и законности часто особенно трудно.25
Всеми мерами пытайтесь открыть доброе желание и вмещение. Не найти ни одного утверждения науки, которое вы не можете принять; таким образом, на вашей стороне будет преимущество. У вас не будет повода к раздражению, ибо вы допускаете любое научное соображение. Иногда вы будете сожалеть о способе выражения, но сущность найдет место в вашем сознании. Такое допущение создаст отличное преимущество.26
Во всем происходит движение, также вибрирует Руководство. Высшими качествами Руководства будут – отзывчивость, зоркость и вмещение. Плох будет Руководитель, окаменевший на одном приказе! Высшее Руководство и невидимо и неслышимо. Особая наука, чтобы дать не меньше и не больше, принимая во внимание планетарные условия.27
Нужно примерами историческими доказать насколько вмещение и совмещение бывали признаками широты и ясности ума. Скоро машина позволит людям освободить значительную часть дня. Нужно подумать, на что будет расходоваться это свободное время?
Нужно признать, что совмещение нескольких занятий будет неизбежным, иначе можно впасть в отупение. Только расширение сознания может помочь в разумном распределении дня. Но явление расширения сознания происходит от любви к познанию и от стремления к высшему качеству.
Синтез поможет полюбить качество всей жизни.28
Откуда бы ни пришло добро, пусть не отринут его. Ступень эволюции должна запечатлеть вмещение. Добро уже не должно быть добром самости. Такая низшая ступень добра должна быть заменена высшей. Сколько радости в чувстве, если можно восхищаться добром ближнего. Но сколько тьмы в личном присвоении Общего Блага. Пусть жестокосердие задумается о сказанном.29
Урусвати не однажды принимала на себя чужую боль. Такое качество делается частью Великого Служения. Первоначально оно весьма тяжко, но затем такое вмещение и самоотвержение становится как бы второй природой.30
…Можно назвать высшим испытанием, когда творимая ступень совершается в земной жизни, не уходя от быта. Конечно трудно нести светильник среди грубых вибраций, среди злобы и невежества, но тем превосходнее достижения. Не уход от жизни, но стремление постоянное к Высшему Миру есть то вмещение, которое люди называют синтезом. И как редко можно найти в жизни тружеников, посвятивших себя служению Высшему Миру!
Люди иногда говорят об общем благе, но возможно оно лишь при вмещении Высшего Мира. Только так цепь совершенствования станет мудрой и может обобщить все искания человечества. Можно допустить путь различных странников, они пытаются идти по одной стезе, и только слова различны.
Мыслитель говорил ученикам: «Вместите, поймите и любите».31
Наталия Спирина
…Каждая птица имеет свою песнь
Надземное, 466
Каждая птица поёт свою песнь.
Слушай ее, не нарушив мотива
И не спугнув голосистое диво…
Каждая птица поёт свою песнь!
Каждое сердце имеет струну,
Неповторимой звучащую нотой;
Слушая чутко, откликнись с охотой…
Каждое сердце имеет струну!
Каждый посланец несёт свою весть.
Слушай его, не чураясь наречий
И не взирая на лик человечий…
Каждый посланец несёт свою весть!
…..
Не отвергай их напрасно.
Ответь!
Примечания
1. Озарение, 3.3.2
2. Община, 263
3. Агни Йога, 311
4. Сердце, 212
5. Мир Огненный, Ч. 2, 418
6. Надземное, 502
7. Надземное, 788
8. Надземное, 806
9. Община, 14
10. Община, 125
11. Община, 157
12. Агни Йога, 91
13. Агни Йога, 477
14. Агни Йога, 647
15. Беспредельность, Ч. 1, 18
16. Беспредельность, Ч. 1, 158
17. Беспредельность, Ч. 1, 270
18. Беспредельность, Ч. 2, 509
19. Беспредельность, Ч. 2, 805
20. Мир Огненный, Ч. 1, 433
21. Мир Огненный, Ч. 2, 10
22. Мир Огненный, Ч. 2, 107
23. Мир Огненный, Ч. 2, 198
24. Мир Огненный, Ч. 2, 374
25. Аум, 390
26. Аум, 488
27. Аум, 490
28. Аум, 500
29. Братство, 213
30. Надземное, 65
31. Надземное, 722
Составитель: Наталия Светлова.
7. РОССИЯ
Стихотворение Н.Д.Спириной