…Человек есть часть мира, высшее создание Космоса. Человек не создал сам себя, но рос и развивался согласно Космическим Законам, которых не он был творцом. Он открывает эти Законы, но не он устанавливает их. В рамках этих Законов живет он и, познавая и пользуясь ими, творит. Продукт его творчества есть результат его сотрудничества с Законами окружающего его мира. Сотрудник и сотворец – человек. Материалом для его творчества служит ему та материя, которая разлита в беспредельности Космоса. Сферы материи этой и степени ее утончения и градаций не могут быть охвачены умом человеческим. Много тайн еще хранит пространство для человека…1
…Только Учение Живой Этики дает систематизированный, но, конечно, не полный и постепенный подход к возможностям космической концепции окружающего нас мира. Познавание идет путем становления, то есть изучающий последовательно утончает и усовершенствует свой познавательный аппарат. Без утончения и расширения сознания как уловить гамму тонких энергий?..2
…Конечно, в людском понимании ограничено понятие сознания. Это происходит от утверждения только видимого мира. Знание – тоже рамки, если не расширим границ видимости. Но взглянем за пределы человеческого сознания и знания, найдем маленькую крупицу космического понимания. Как прекрасен обширный горизонт! Как мощна мысль, проникающая пространство! Как общение с Беспредельностью уявляет новые пути! Ищите эти сокровища, в них заложен залог вашего продвижения. К чему знание, приводящее к закрытым Вратам, являющим знак – больше не знаем? Предел знания – могила! Потому вникайте в Беспредельность! Предел сознания – смерть духа…3
…Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней – одна цепь предопределяет другую!..4
…Обычно представляют, что законы физического мира неприложимы в духовном понимании. Но каждый жизненный пример напомнит, что сущность закона неизменна. Так человек, восходя на высоты, покидает всякий груз, ибо там он становится несносным. Не то же ли самое и в духовном мире? Человек, падая с высоты, приобретает в падении быстроту. Не то же ли самое и в духовном мире? Невозможно удержать падение с большой высоты. Даже самая мягкая подстилка будет для падающего убийственна. Не то же ли самое и в духовном мире? Так можно сравнивать все основы миров и придти к убеждению о единстве законов…5
Человеческое истинное познавание будет всегда созвучать с Единой Истиной. При всех развитиях человечества нужно сопоставлять с Учением Света, и можно радоваться, что мировое понимание продолжает следовать единой возможной Правде. Но для этого нужно постоянно сравнивать основы с человеческими действиями. Конечно, истинная наука и не может расходиться с непреложными законами. Следовательно, нужно при новых исследованиях постоянно держать в уме и сердце Заповеди Основ…6
Друзья, если Учение не является для вас альфой и омегой вашего существования, значит, оно понято неправильно. Без Учения – можно, не коснувшись его, но прикоснувшись, без него уже не пройти. Все ошибки, все недоумения, все непонимание заключается в вас, но не в Учении. Естественно и правильно думать, что Слова Христа безошибочны и являют собою Истину. То же и в Учении – Истина дана все та же, единая и вечная, но в аспекте нового понимания жизни на новой ступени эволюции человечества. Где же иначе искать решения жизни? Ни наука, ни искусство не дают синтеза жизни, но в аспекте Учения и наука, и искусство, и все, что имеет и что достигло человечество, приобретает свое действительное значение и смысл. Много противоречий и непонятного в жизни, но Учение покрывает все явления ее куполом понимания. Как Солнце над Землею, дающее свет, и Учение Жизни над морем судеб человеческих. Коснувшийся Учения и отвергнувший его подобен человеку, потерявшему обе ноги, ибо Учение и Иерархия всегда были, будут и есть единою Основою жизни. Могут жить лишь те, кто сознательно или бессознательно знают эти Основы и применяют их в жизни своей. Случается и так, что прочитавший книги Учения не применяет его в жизни, а не видевшие их никогда являют поступками своими знание вечных Основ. Человек, бесстрашно идущий на смерть во имя родины и не прочитавший ни одной книги Учения Жизни, ближе к нему, чем трус, прочитавший все. Накопления отложений в Чаше, будучи ценными, остаются таковыми независимо от того, что человек читает или чего не читает. Но накопления, озаренные Светом Учения, становятся достоянием человека, которым он пользуется уже сознательно. Учение – это мост из настоящего в будущее. Иначе будущее закрыто и отдалено стеною отрицания. Свет Учения велик…7
…Книги Агни Йоги – дар человечеству. Утверждаю: дар духа и приближение Огня дают человечеству новую начертанную линию, ведущую к высшим проявлениям духа. Самым важным и ценным Мы считаем высокое проявление духа, связанное с проявлением огней…8
Сознание, что дух в зерне своем содержит то качество Света, которое может возжечься в устремлении, истинно, может служить вечным двигателем к восхождению. Каждый дух должен чуять это единство со Светом, которое огненно живет в зерне. Как же не устремиться к той силе, которая может пробудить лучшие импульсы в духе! Каждый дух являет свои возможности приобщением к огненному Источнику. Лишь разобщение со Светом уводит дух от огненного пути. Когда проснется это высшее понятие, дух направится к огненному исканию. Пространственный Огонь зовет человека к достижению высших энергий…9
…Поручено каждому найти путь к Высшей Сфере, но когда человечество думает, что работа, назначенная для переработки духа и всех наслоений, может происходить извне, то рычаг Космоса опустошит накопление. Только своею рукою, только своею волею, только своею устремленностью, только своею работою может дух стать сознательным сотрудником Беспредельности…10
Дух человеческий, воплощаясь, и приходя на Землю, и живя на Земле, в сфере незримого прорывает каналы в пространстве, наполняя прорытые сферы светом или тьмою. Как длинную, глубокую и широкую борозду в ауре Земли можно рассматривать жизнь человека. И можно подумать о том, чем заполняет он эту борозду в течение всей своей жизни. Чем? Светом или тьмою? И жизнь человека на Земле проследив и труды и деяния его отметив, можно наглядно увидеть, какой дар – Света или тьмы – принес он на Землю и чем заполнил свою борозду в ауре земной…11
В духе каждого человека живет начало добра, которое может насыщать все Сущее, если сознательно вызывать эти энергии Света. Строительство духа может быть напряжено токами, явленными добром или злом; зависит от человека обратить в действие различные рычаги…12
…Живая Этика может водвориться, как цель устремления и жизни, но для этого необходимо знать и устремляться к высшему и тонкому пониманию. Явить Живую Этику могут лишь тонкие духи. Приложение принципов в жизни делается устремленным действием. Пустое слово оставляет соответственное наслоение, но действие огненного сердца вызывает и зажигает огни в сердцах окружающих. Так творит истинный Агни Йог.13
Путь применения Учения в жизни есть путь верный. Реакцию правильного действия можно тотчас же ощутить в сознании через сердце. Правильному действию радуется сердце и почерпает из него удовлетворение. Если бы все действия были бы правильны, главной причины всех огорчений можно было бы избежать. Сердце можно открыть ключом радости; радость родится на путях правильного действия. Называют этот путь золотым, но дело не в названии, а в том, чтобы реакция сердца на мысли, слова и поступки была бы светоносной. Сердце есть средоточие огненной энергии, вечно пульсирующей в человеке. (…) Ни головою, ни мозгом, ни ногами нельзя войти в Мир Огненный, в котором сгорит плоть, но сердцем можно, сердцем, преображенным в высших огнях. Путь огненный сердца указуется тем, чье «сердце открыто и ум не омрачен». Пусть Слова Спасителя заставят задуматься над тем, сколь древен путь сердца, ибо «чистые сердцем» увидят сияние Высших Миров. Чем увидят, не глазами ли сердца? И добрый, и злой «из сокровища сердца» своего выносят энергии, сердцем рожденные. И действия мысленные совершает человек «в сердце своем». Так Учение Сердца, даваемое Учением Жизни, продолжает развивать те Основы, которые даны тем же Учением Света в Евангелии. Надо видеть последовательно растущую преемственность Единого Учения Света во всем, что Дается, что Было и Будет дано Владыками Света…14
Христос – прошлое, Мория – настоящее, Майтрейя – будущее. (…) Могущий вместить протягивает нить Света из прошлого в будущее через настоящее, не разрывая ее. Под многими Обликами Являлась в мир Великая Индивидуальность и Запечатлела Свет Свой в сознании народов в различных аспектах и формах. Но сущность Его оставалась единой, и цель оставалась все той же: поднять человечество на следующую ступень духа. Много доказательств тому сохранилось в веках в виде различных Учений, каждое из которых называлось Великим. Как грани алмаза сияли они отблеском единой Космической Истины, доступной пониманию людей своего времени. Если все эти Великие Учения собрать, получилась бы жемчужная нить Единого Учения Света, каждая жемчужина которой поражала бы своей особой неповторяемой красотой и необычностью. Не повторено ничто, но нить цельность являет Единого Космического Знания. Жемчужины отделены одна от другой, но нить, на которой они нанизаны, едина. Так будущее есть продолжение прошлого в непрерываемом течении жизни. Грядущий Владыка Майтрейя в веках Заложил, облеченный в одеждах иных, основание для будущего Царства Света, которое настанет на Земле, когда Его время придет. Близко оно, ибо звезды в пространстве лучами горят, свидетельствуя об идущей Эпохе. Огненной будет она. (…) Великое время идет. И вы ему свидетелями станете. Неотвратимо оно, как движение Солнца по небу. Стремительно наступит Новая Эра Майтрейи. Свет впереди.15
Литература:
1. Грани Агни Йоги. 1962 г., 447.
2. Грани Агни Йоги. 1963 г., 91 (М. А. Й.).
3. Живая Этика. Беспредельность. Ч. 1, 9.
4. Живая Этика. Беспредельность. Ч. 2, 451.
5. Живая Этика. Надземное, 83.
6. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 1, 666.
7. Грани Агни Йоги. 1955 г., 520 (Окт. 6).
8. Живая Этика. Беспредельность. Ч. 1, 72.
9. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 3, 252.
10. Живая Этика. Беспредельность. Ч. 1, 33.
11. Грани Агни Йоги. 1956 г., 734.
12. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 3, 129.
13. Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 3, 164.
14. Грани Агни Йоги. 1955 г., 213 (Апр. 24).
15. Грани Агни Йоги. 1957 г., 330 (Июль 28).