Так сбываются мечты…
В один из дней 2002 года, когда трудилась в квартире у Наталии Дмитриевны, раздался телефонный звонок. Звонили из Монголии. Наталия Дмитриевна разговаривала с собеседником с таким уважением и любовью, что мне так сильно захотелось с ним познакомиться... Тогда шла подготовка к конференции, посвященной 100-летнему юбилею Ю.Н.Рериха, и звонил Наталии Дмитриевне его ученик из Улан-Батора, академик Шагдарын Бира.
Прошло 14 лет. В 2016 году сотрудники Кузбасского Рериховского Общества, в честь 90-летия Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, решили проехать небольшой отрезок пути, с посещением Монголии и Музея семьи Рерихов в Улан-Баторе. Конечно, далеко в глубинах памяти находилось желание познакомиться с Ш.Бира и, казалось, забылось… Мы просто ехали по маршруту экспедиции.
Путь далекий, трудностей много. Когда пересекли границу с Монголией и проехали буквально несколько километров, начались гроза, ветер, небо заволокло иссиня-черными тучами, и пошел ливень. Но на сердце была непередаваемая радость. Когда-то в 1999 году бывшее руководство Сибирского Рериховского Общества решило «заморозить» строительство Музея Н.К.Рериха на Алтае. Нам пришлось срочно, по поручению Наталии Дмитриевны, собрать небольшую бригаду и как-то сдвигать стройку, чтобы не дать ее остановить. Тогда нас было всего несколько человек, и было трудно и напряженно, но по приезде на Алтай, в Музей, все как-то чудесно складывалось, и все время хотелось оглянуться, будто Наталия Дмитриевна находилась буквально за спиной.
И вот, находясь в Монголии, то же самое чувство близкого нахождения Наталии Дмитриевны охватило сердце. И все стало чудесным образом преодолеваться и складываться.
По приезде в Музей нас встретила дочь академика Ш.Бира Янжмаа и не только познакомила нас с Музеем, но и разработала маршрут посещения других памятных мест, вблизи Улан-Батора: Манджушри-хийд, памятник Чингис-хану, монастырь Гандэн. И все время пребывания в Улан-Баторе сопровождала нас и была нашим гидом, прекрасно владея русским языком. Уже в следующие два года мы разработали программу ремонта и наполнения Музея новыми экспозициями и приезжали в Улан-Батор на целый месяц и больше, и делали вместе с ними сначала ремонт, а потом и переэкспозицию. И, конечно же, нас познакомили с академиком Шагдарын Бира. Когда впервые с ним встретилась, сразу встал в памяти тот день, тот телефонный разговор Наталии Дмитриевны и мое яркое желание познакомиться с человеком, к кому с таким трепетом отнеслась Наталия Дмитриевна. Огненное зерно высокого желания взошло, и так ведь было всегда, можно было проговорить или подумать, находясь рядом с Наталией Дмитриевной, о чем-то важном, нужном, и все складывалось просто на глазах.
Судьба подарила нам встречу с учеником Юрия Николаевича только благодаря Наталии Дмитриевне. Потом мы встречались с ним много раз, остались интервью, доклады, фильмы. Но незабываемым стал момент, когда нас пригласили в гости, и мы посетили комнату, где хранились святыни семьи, старинные танки и книги. Войдя в этот семейный храм, перед моим взором предстала книга стихов Наталии Дмитриевны Спириной «Капли» - Учение Живой Этики в стихах, изложенное ближайшей ученицей Рерихов.
Так сбываются мечты,
Если в сердце только Ты.
Так звучит в пространстве Света
Благодарность Красоты!
Наталия Светлова