«На конференции «Четвертые Рериховские чтения», проводившейся в Новосибирске 16 и 17 октября 1984 года, было принято решение о проведении в нашей стране и за рубежом всемирного Дня культуры. Было предложено отмечать этот день ежегодно 9 октября, в день рождения его инициатора Николая Константиновича Рериха».
Эту идею поддержали многие Рериховские Общества, и с 1990 года празднование Всемирного Дня культуры проходит во многих городах и странах.
«Николай Рерих писал: «Представим себе всемирный день культуры, когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества».
В этот день в газетах, по радио, телевидению, в Домах культуры, театрах, клубах, библиотеках и во всех учебных заведениях будут отмечаться наши и мировые достижения в области культуры. В этот день все граждане нашей страны будут широко знакомиться с лучшими творениями отечественного и зарубежного искусства, с работой всех деятелей культуры, с той огромной ролью, которую играет культура в жизни народов».
ГРАНИ КУЛЬТУРЫ Слово Почетного Председателя Кузбасского Рериховского Общества
Наталии Дмитриевны Спириной в День Культуры на выставке картин Н.К.Рериха "Гималаи" (9 октября 1991 г.)
ПРИВЕТСТВИЕ КУЗБАССУ
Приветственное Слово Наталии Дмитриевны Спириной
Дням Культуры в Кузбассе. 2002 г.
"Мы являемся свидетелями великого мирового переустройства. Новые законы уже вписаны в скрижалях Вечности, но великое Откровение еще не принято. Горе отвергнувшим дух и прозябающим в невежестве, в немощи и грязи нравственной. Новый мир грядет в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством о всем Космосом".1 Е.И.Рерих
Эти строки из письма Елены Ивановны Рерих говорят о многом. Действительно, падение уровня нравственности, образования и культуры наблюдается повсеместно, и является отличительной чертой нашего времени. Также всевозможные катаклизмы, катастрофы, смещения климата говорят о неблагополучии на Планете. Но в чем причины происходящего неуравновесия и в природе, и в человеке? Возможно ли что-то изменить к лучшему в современном мире? Ответы на эти вопросы, так или иначе, пытается найти каждый.
Между тем, о причинах явлений, происходящих на планете, и о путях выхода из тупика, в котором оказалось человечество, писала в своих письмах наша выдающаяся соотечественница Елена Ивановна Рерих. В Учении Живой Этики Елену Ивановну не случайно называют Урусвати, или «Звездою Утра, которая возвещает близость Света».2 Именно ей было дано право не только оповестить людей о наступлении Новой Эпохи, но и указать единственно возможный путь, который приведет к вратам Нового Мира. Ценность этих указаний в том, что они основаны на точном Высоком Знании Космической Эволюции и Космических законов.
Елена Ивановна обращает внимание на один из основных законов Бытия — закон Человечности, закон ответственности или закон Любви, который выражается «здесь на Земле и в виде закона кармы».3
Доклад по Учению Живой Этики и Письмам Е.И.Рерих
И.М.Солуянова, руководитель Омского филиала Сибирского Рериховского Общества
Н.К.Рерих. Путь. 1936 (Nicolas Roerich. The Path)
"Мы являемся свидетелями великого мирового переустройства. Новые законы уже вписаны в скрижалях Вечности, но великое Откровение еще не принято. Горе отвергнувшим дух и прозябающим в невежестве, в немощи и грязи нравственной. Новый мир грядет в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством о всем Космосом".1 Е.И.Рерих
Эти строки из письма Елены Ивановны Рерих говорят о многом. Действительно, падение уровня нравственности, образования и культуры наблюдается повсеместно, и является отличительной чертой нашего времени. Также всевозможные катаклизмы, катастрофы, смещения климата говорят о неблагополучии на Планете. Но в чем причины происходящего неуравновесия и в природе, и в человеке? Возможно ли что-то изменить к лучшему в современном мире? Ответы на эти вопросы, так или иначе, пытается найти каждый.
Между тем, о причинах явлений, происходящих на планете, и о путях выхода из тупика, в котором оказалось человечество, писала в своих письмах наша выдающаяся соотечественница Елена Ивановна Рерих. В Учении Живой Этики Елену Ивановну не случайно называют Урусвати, или «Звездою Утра, которая возвещает близость Света».2 Именно ей было дано право не только оповестить людей о наступлении Новой Эпохи, но и указать единственно возможный путь, который приведет к вратам Нового Мира. Ценность этих указаний в том, что они основаны на точном Высоком Знании Космической Эволюции и Космических законов.
Елена Ивановна обращает внимание на один из основных законов Бытия — закон Человечности, закон ответственности или закон Любви, который выражается «здесь на Земле и в виде закона кармы».3
Непонимание и игнорирование этого закона, которым живет и движется все в Мироздании, приводит ко всем неисчислимым бедствиям, как для людей, так и для планеты. Елена Ивановна отмечает: «Люди совершенно забыли о долге и ответственности — этих двух основах человечности в нас»,4 «положение Земли ужасно! Но люди до того ослепли, что даже знающие об Армагеддоне не отдают себе отчета о всей грозности его! А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение!»5 Но «Безумие злобы, ненависть и, конечно, невежество, как корень всякой мерзости, уничтожили все проблески человечности».6 «Оскал звериный уявлен по всему миру».7
«Никто не станет отрицать, что мир, как он сейчас отвратителен, именно и есть самый настоящий ад».8
«Именно человечность сейчас забыта, на всем протяжении планеты обитатели ее замохнатились и показывают когти».9 «Нужны самые неотложные меры, чтобы вернуть человечество к пониманию основ Бытия и величия назначения человека».10 «Высокое качество это совершенно утрачено не только в среднем обиходе, но и среди так называемых культурных деятелей».11 «Безумное человечество несется в угаре вожделений, но нет места вожделениям там, где завершается судьба мира для нового построения. Как мало людей, кто понимает, что построение космическое не похоже на чаяния человечества».12 В книге Надземное говорится: «Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания...
Ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку ... Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно посмотреть в корень общественной болезни».13 «Необходимо, - указывает Елена Ивановна, - пробудить хотя бы некоторое понимание о зависимости существования планеты от нравственного уровня ее человечества».14 «Сейчас мы еще только на ступени двуногих, ибо не научились еще человечности, отвергли все гуманитарные понятия и достижения».15 «Но лишь человечность делает нас Высшими Существами».16 Необходимо пояснить используемый Еленой Ивановной термин «двуногие», именно так «называл... Будда темные сознания».17
Исследование состояния сознания современного человечества, приводят Елену Ивановну к неутешительному выводу: что мы, люди, «не доросли до Человечности, которая одна дает возможность совершенствования и истинного прогресса».18
Что же заставляет Елену Ивановну сделать такой вывод? В одном из писем она отмечает: «Роль Кассандры очень трудна и довольно неприятна, но, тем не менее, я должна вновь взять ее на себя, посылая новые предупреждения. Я страстно жажду помочь - но как? Учения не проникают в сердца людей, склонных лишь к своим материальным интересам, но мировая проблема все еще угрожающе стоит перед нами ... Прежде чем двигаться дальше, нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь начала Живой Этики».19
Елену Ивановну не могло не беспокоить, что Учение Живой Этики, Учение Жизни, которое по праву можно назвать Учением Человечности, данное Великими Учителями при ее непосредственном участии, не находит ни должного осознания, ни применения в жизни людей, иначе наша планета не находилась бы в столь плачевном состоянии.
В книге Мир Огненный говорится: «Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество «чаши», потому, прежде всего, на Земле облечемся в человечность и познаем ее, как броню от сил темных. Явление огненное посетит сердце человечностью ... Мы тоже признаем друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности».20
То, что «человечество упорствует в своем невежестве и не хочет стать ни умнее, ни человечнее»,21 по мнению Елены Ивановны является главным препятствием для эволюции человечества. Она указывает на имеющееся «расхождение между эволюцией человечества и эволюцией космической. Такой разнобой, - отмечает она, - есть настоящее бедствие, ибо он приносит еще больший отрыв человечества от высших энергий, или от Мира Надземного, в котором заложены основы и продвижение нашего земного Бытия».22
«В Космосе непрестанно происходят нарождения и разрушения миров. И часто разрушающиеся миры далеко не закончили своей эволюции. Причин такому разрушению много. Одной из самых прискорбных является омертвение духа в человечестве, населяющем планету. Так и нашей Земле грозит участь погибнуть до окончания положенной ей эволюции. Преступления людей, омертвение духа, создали такие эманации вокруг нашей планеты, что спасительные лучи не могут достигать ее. Наша планета может закончить свое существование гигантским взрывом. Решительный час Дня Суда не за горами ... Вот почему столь спешно дается Учение Жизни ... Необходимо пробудить дух человеческий!».23
Омертвение духа в человечестве нашей планеты является свидетельством того, что оно отклонилось от эволюционного пути, пути человечности и устремилось по пути инволюционному, пути низших проявлений самости.
О разлагающем действии сознания самости пишет Елена Ивановна: «Конечно, человеческое сознание, за редчайшими исключениями, всегда омертвляло всё, к чему оно только прикасалось, и форма брала верх над содержанием. И сейчас, более чем когда-либо, мы видим это порабощение и поглощение формою. Если церковные догмы обветшали, то на смену им приходят другие, с таким же успехом внедряемые в сознание масс. Тяжко видеть, как человечество, мечтая о свободе, в поисках её занято изобретением новых, ещё более тесных оков. Свобода, эта райская птица, поёт лишь в чистых сердцах, освободившихся от единственного тюремщика своего – имя которому Самость».24
Действительно ступень, на которой находится человечество, отмечена тем, что свобода может быть только декларирована на Земле, и никогда не может быть реализована в полной мере в силу наличия объективных причин. Причины эти обусловлены различными делениями людей, прежде всего, по половому признаку, делению на расы, классы, национальности, касты, партии, религии и проч. Конечно, любое деление приводит к существованию различных форм противостояний, противоречий, конфликтов, которые умножают в людях злобу, зависть, нетерпимость и иные низшие проявления самости.
Многовековая история человечества наглядно показала тщетность различных попыток разрешить человеческими силами имеющиеся неразрешимые противоречия. В одном из писем Елена Ивановна отмечает: «На смену прогнившего старого приходит новое – таков закон Бытия, и противиться ему невозможно, он непреложен. Но во власти человека предвидеть направление эволюции и идти навстречу необходимости, чтобы не оказаться под пятою Гиганта или сокрушающего стихийного смерча, действующего как бумеранг Космической Справедливости».25
Попытаться понять направление эволюции, в котором следует двигаться, помогут, конечно, указания Елены Ивановны: «Человеческая эволюция, - пишет она, - протекает на трех планах: физическом, психическом и духовном».26 Однако, понимание триединой сущности эволюции человека, относящейся к разным планам бытия, не укоренилось в сознании людей. Если два первых плана эволюции не касаются сфер Высших, то эволюция духовная всецело связана с Миром Высшим, о котором человечество практически не имеет никакого представления.
Между тем, некоторое представление об эволюции на духовном плане можно составить, понимая сущность деления людей, на которое обращает внимание Елена Ивановна: «все люди едины в своем происхождении и лишь степень прилежания их к Божественному Началу или погружения в земное отмечает их эволюцию. Деление человечества может быть лишь по этим двум видам, все же остальные человеческие разграничения принадлежат к земным преходящим формам».27 Понять и принять деление людей по степени прилежания их к Божественному Началу, определяющую степень или ступень человечности, - это то направление эволюции духовной, которое предлагается человечеству Великими Учителями для спасения и выхода из создавшегося кризиса. В книге «Агни Йога» сказано: «Долг Земле нужно отдать, возвестив основы эволюции. В этом будет высшее сотрудничество с человечеством».28
Принять или отвергнуть предлагаемое сотрудничество, решает свободная воля каждого человека, ведь принятие эволюции в ее духовном аспекте потребует от каждого человека не просто готовности к расширению сознания, но и коренного изменения всей, в том числе и внутренней жизни.
В истории человечества такие примеры были явлены не однажды. Так, ярким примером преображения внутренней жизни является пример Христа, указавшего человечеству путь «к духовному возрождению, следовательно, к спасению».29 Говоря о Нем, Елена Ивановна подчеркивала, что «Средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идола и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Божественности; так, все Учения Востока гласят – «нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком».30 «Он был человеком в самом высоком смысле этого слова. Ведь лишь через человеческую эволюцию можно достичь понимания Божественной Природы всего и стать теми, кого и Христос называл: «вы – боги».31 «Так я не боюсь никакой анафемы, - отмечает Елена Ивановна, - и … никогда не буду отрицать моих взглядов, что я верю в Неизреченное Божественное начало, равно пребывающее в каждом человеческом существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более, что каждый образованный человек знает значение термина Крестос или Кристос (Христос) и что он был заимствован из языческого словаря. Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И после того как ученик прошел все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения и становился на языке мистерий Христом, т. е. «очищенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Ego. Ведь, именно, у первых христиан Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего «Я». И в этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов... Распятый Христос каждого человека, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад и извлечь оттуда, и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона и простить самому себе за грехи, содеянные против самого себя, и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я или Божественным Законом Любви».32
«Насильственная отчуждённость Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Высшим Миром. Можно проследить, как в те времена появлялись большие святые, которые старались восстановить это, почти утраченное, общение, причём все они настаивали именно на человеческом естестве Христа».33 «Люди забыли, - отмечает Елена Ивановна, - что подвижники всех веков и всех народов прежде всего обращали внимание на очищение сердца, на нравственное усовершенствование и утончение всех своих чувств».34
России таким святым был Преподобный Сергий Радонежский, Воспитатель русского народа, о котором Елена Ивановна говорила, что «жизнь Его была подвигом подражания Христу в Его самоотверженном служении Родине и Миру».35
Именно Он заложил в русском народе основы высокой нравственности, чести, человеческого достоинства, любви к Родине, помощи ближнему, - все, из чего складывается понятие человека духовного, живущего по Божеским законам.
Говоря о Понятие Бога, Елена Ивановна указывает «на эволюцию этого Понятия»36 «от монотеистического Бога»37 до Непостигаемого Абсолюта, включающего в себя все конечное и бесконечное, все проявленное и не проявленное, и на то, что проявленным Богом может быть лишь само человечество, но в своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику сатаны».38 В книге Озарение указано: «Правда тяжка, но пора знать, что мир заселен тенями».39 Елена Ивановна считает, что такое явление стало возможным в результате так называемого духовного воспитания вырождавшейся церкви с «институтом» отпущения грехов, которое заключается «во внедрении в сознание человека чувства безответственности … Лишив человека ответственности, - отмечает она, - церковь лишила его Божественного происхождения ... дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. Утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет инволюировать, ибо тот, кто не идет с космическими законами, осужден на разложение. Все древние Учения, без исключения, учили этому закону великой ответственности, этому залогу Божественности в нас».40 «Каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за других, ибо он творец целого мира, в полном значении этого слова. Все возможности в нем самом. Из всех тварей лишь он один одарен сознательной свободной волей. Единое выражение этой свободы есть свобода выбора, и выбор этот делает из него Бога или Дьявола».41
Однако люди не готовы принять ответственность ни за себя и свои мысли, поступки, ни за мироздание, а «дух человеческий в большинстве противоборствует божественному началу в себе и во всем»,42 и это способствует все большему приближению их к тени Бога. Прежде, чем начать движение или приближение к Божественному началу, не лишним будет принять оценку сознания современного человечества, о которой говорится в книге «Знаки Агни Йоги»: «Самоуважение настолько слабо и воображение настолько бедно».43 Действительно, если бы самоуважение присутствовало, то дарвинистская теория о происхождении человека вряд ли серьезно была воспринята людьми и стала бы предметом научных исследований. Не лучше обстоит дело и с воображением. Очень непросто представить носителем Бога себя, или далеко не совершенного соседа, или недруга, а уж тем более жить, руководствуясь этим представлением, помня о равноподобии сущности и являя любовь и великую терпимость по отношению ко всем обитателям нашей планеты. Для этого потребуются особые качества или симфонии качеств, которые пока не присущи людям, но о которых дает нам представление Учение Живой Этики: «Люди говорят о человечности и полагают, что она есть только милосердие и сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма».44 «Все качества достойного микрокосма накопляются психической энергией, которую в Учении Жизни называют «органом четвертого измерения. Конечно, само это измерение условно, оно лишь выражает утончение всех чувств... так как только утонченность дает возможность понимать условия надземные». Психическая энергия именуется также Духом Святым или Благодатью, которая действует по закону Любви или закону кармы, и «каждое удушение ее грозит взрывом или смертью».45 «Нужно полюбить ее», - говорится в книге «Братство».46 «Нужно признать ее постоянное присутствие».47 Елена Ивановна указывает: «Необходимо пробудить и воспитать в себе правильное отношение к этой обоюдоострой мощи. В книгах Учения Живой Этики ... впервые дано многостороннее освещение этой энергии и приведены методы рационального подхода к изучению ее».48
Некоторое представление об этом уникальном органе можно составить, обратившись к строкам из письма Елены Ивановны, в котором она восклицает: «Должна же, наконец, проснуться человечность! Тончайшие щупальца души не заменить механическими проводами!»49 Без утончения всех чувств не обрести человечности, сущностью которой является психическая энергия, или «огонь, связанный с добром».50 «Огонь и психическая энергия неделимы,- указывает Елена Ивановна, - ибо последняя есть качество огня»51 или качество духа,52 который является творцом каждой формы, в том числе, творцом или скульптором духа человека. В книге «Братство» говорится: «Люди не желают понять, что качество носимого ими огня, зависит от них самих. Они не представляют себе, что сами зажигают и спасительные и погубительные огни. Неизбежно усердие, в разных направлениях, дает явление силы и окраску огню».53 Именно окраска и сила огня определяет местоположение каждого человека между полюсами Света, и тьмы, и указывает на степень его человечности, сердечности или приближения его к Божественному Началу.
О деление людей по светотени говорится в книге «Озарение»: «Трудность в новом делении человечества. Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества. Без деталей надо провести общую светотень, как бы призыв в новую армию».54
Общая светотень определяется устремлением человека к Высшему Духовному началу, однако, имеет свою индивидуальную окраску внутреннего Света в зависимости от избранного им пути самосовершенствования. Елена Ивановна отмечает: «Человек может устремляться к Высшему путем утончения и совершенствования своего труда или через самоусовершенствование, или двигаться идеей общего блага, или возноситься путем осознания красоты Мироздания, или стремительно нестись в сердечном устремлении к Избранному Идеалу, путей много, можно сказать, столько, сколько индивидуальных сознаний, но все они ведут к Единой Вершине».55
Только лучшие слои человечества, познавшие «счастье человечности»56 и осознавшие психическую энергию, шагнут в Новый Мир. В книге «Агни Йога» говорится: «Когда люди осознают психическую энергию, утвердится Новая Эра».57
Болью в сердце отзываются строки из письма Елены Ивановны к американским сотрудникам, из которых можно понять, в чем для нее заключалась сложность принесения человечеству Высшего знания: «Родные мои, - пишет она, - как тяжко, что знаем многое, [но] все же не могу доверить ни бумаге, ни пространству, ибо все раньше времени выданное становится достоянием сил темных. Кроме того, разве наш «цивилизованный» век не имеет своих инквизиторов, которые если и не сжигают за такое знание на костре, но все же этим зрячим уготовано ими судебное преследование. И вот, как алхимикам древности, приходится записывать знания в символах, чтобы они не были поняты подобными инквизиторами, но в то же время не пропали бы для будущих, более просвещенных поколений, которые будут знать о ценности мощной психической энергии».58
И не удивительно, что Елене Ивановне приходится в символах и намеках передавать свои знания о психической энергии, ведь это понятие неразрывно связано с Великим понятием Матери Мира, названной в Учении Живой Этики Творцом Космоса. Необходимо отметить, что со Времен Атлантиды «старый мир отвергал Матерь Мира».59 Согласно Космическим легендам Востока после того, как был нанесен удар культу духа, Матерь Мира сокрыла Свой Лик и запретила произносить Ее имя до срока. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что этот срок настал, и в книге «Беспредельность» Великим Учителем дан совет «произносить имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую».60 А Елена Ивановна указывает: «Облик Матери Мира сейчас так нужен осиротевшему человечеству, и Великий Владыка посылает Луч Ассургины, чтобы тем легче проникнуть в сердца скорбящих людей. Звезда Матери Мира, новое Светило - Солнце скоро озарят наш горизонт, возвещая наступление Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира ...».61 Эта эпоха определена как эпоха духоразумения, которую по праву можно назвать и эпохой Человечности.
«Переустройство мира, - отмечает Елена Ивановна, - идет, но как мало людей отдают себе отчет, в чем заключается оно, и думают найти решение в утверждении всяких старых и новых и подновленных «измов», но все эти надстройки на гнилых основах. Все космически решится, и сердце человеческое возопиет об одном всем понятном принципе сотрудничества, оявленном на «человечности», о которой все совершенно забыли, но попранная «человечность» возродится с новой силой в душах несчастных двуногих, загнанных в тупик невежеством и злобою. Человечность, сотрудничество, Любовь и радость Красоте Высшей, облаченной в Мудрость и Знание Надземные, сойдут в лучах нового, приближающегося к нашей Земле Светила».62 «Лучи новой Планеты как кармические агенты, они несут Карму нашей Земли и ее недостойных жителей. Эти недостойные разрушили защитную сеть нашей планеты. Но могучая Психическая Энергия наших Великих Спасителей избавит нашу Землю от окончательной катастрофы.63 «Мир и людское сознание очень сильно изменятся из-за новых вибраций ... Эти вибрации уже действуют, поскольку эта планета приближается с огромной скоростью и скоро будет видна на нашем небосклоне. Позднее эта планета станет элементом нашей Солнечной системы».64
Елена Ивановна указывает на то, что лучи Новой Планеты принесут не только очищение Земле, но небывало приблизят Мир духовный, Мир Надземный со своими условиями, со своими Законами, со своими требованиями, которым должен будет соответствовать человек. Вряд ли удастся увидеть эту планету нашим несовершенным физическим зрением, ибо, как отмечает Елена Ивановна «лишь круг лучей будет виден на горизонте, когда Светило приблизится достаточно».65
Поскольку Елена Ивановна обладала зрением духовным, и могла прозревать не только «скульптуру духа»66 людей, но и иные явления духовного порядка, для нас, пока что незрячих, ее указания, ее намеки особенно ценны, так как помогут ориентироваться в новом неизвестном для нас пространстве слияния Миров. Вот как пишет сама Елена Ивановна: «Все провидения, данные мне, исполнились и исполнятся в точности».67
Одно из главных ее указаний, - ничего не бояться: «Храните ... спокойствие и мужество, живем в неповторяемое время, время великих сдвигов, начиная от сдвига в сознании народов и кончая крупными сдвигами границ многих стран и, возможно, даже в очертаниях самой Земли».68 «Еще один тяжкий урок должен быть принят человечеством, чтобы сознания прояснились и дух человеческий возопил и устремился к проявлению утраченной человечности».69 «Расширенное сознание указует нам пути эволюции ... и ум наш склоняется в великом смирении признательности перед величием и мудростью Единого Закона Любви».70
«Неожиданностей будет не мало, и мера бедствий принесет очищение духа, в котором нуждается сейчас все человечество без исключения».71 «Приближаются события, когда связь с Иерархией Света становится необходимой, как единственный Якорь!»72 «Когда Космос принимает участие в построениях, то можно ожидать самых необразимых явлений».73 «Так, все космические сроки, все сочетания светил подходят к завершению великого Цикла и человечество должно воскреснуть духом, если оно хочет спасти планету. Огненные энергии к сроку достигают Земли ..., которые должны принести пробуждение духа».74 «Грозен рок ..., если человечество, гонимое бичами бедствий, не одумается и не воспримет водительство духа, то гибель планеты неминуема».75
«Истинно, судьба планеты в руках самого человечества! Если воскрешение духа состоится в течение грядущих малых десятилетий, то неминуемая катастрофа может стать частичной».76 «Космический луч подошел к черте космического возмездия».77 и «может оявиться как магический жезл, отделяющий или отбирающий «праведников от грешников» для нового строительства».78 «Космическая справедливость оявится на страстно грозной карме. Ярая злоба и ненависть должны получить возмездие. Закон равновесия сил Космический точен и неумолим, и силы, нарушившие Равновесие и продолжающие нарушать его должны быть извергнуты из строительства Космического».79 «Нельзя умалчивать о предстоящих частичных катастрофах, которые тем грознее и опаснее будут, чем больше будет человечество насыщаться ненавистью, алчностью, нетерпимостью и всякими отрицаниями и разделениями».80 «Нужно спасать не страны и народы, но истинно ВСЕ человечество и ПЛАНЕТУ. Только тогда масштаб будет правильным и можно уже будет строить в новом понимании эволюции Космической».81 «В Учении сказано, что именно дух чело века может стать взрывателем планеты. Также сказано и о разрядителях, число которых так мало, и потому вся тягость удержания равновесия планеты ложится на них. Сильный Дух может удержать целую местность от землетрясения. Так в древности Великие Учителя посылали своих высоких учеников в местности, угрожаемые землетрясением».82
«Именно, сейчас время призывать к Подвигу. Все страны, весь Мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется, нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят великий экзамен, многие ли выдержат его? Карта будущего уже сложилась в Тонких Мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены».83 «Приближается Огненное Крещение!»84 ли очищение и воскрешение духа. «Не будем скрывать, что лишь испытанные и сильные духи смогут выдержать огненное крещение. Много будет устрашившихся и пожалевших о своем приближении к Свету. Но эти безумцы поймут свою слепоту, может быть, тогда, когда будет уже поздно».85 «Эволюция совершается малым меньшинством ..., лишь меньшинство готово принять переустройство жизни ..., лишь немногие готовы следовать путем эволюции, но их ясное сознание дает достаточную энергию!».86 «Тяжелые испытания, бедствия, порожденные человеческими преступлениями, закончатся и уцелевшее население вернется к здравому смыслу».87
«Рано или поздно человечество придет к осознанию того, что нет большей саморазрушительной силы, чем человеческая ненависть, и с этим осознанием народы снова вернутся к Учению Любви и Прощения. Нет иного выхода из постигших нас бедствий».88 «Так, приобщившиеся к Учению Света спасены будут. Открытое сердце услышит все нужные Предупреждения и Указания».89
Истинно, «Агни Йога» есть огненное крещение».90 «Хочу сказать, что Учение доступно каждому обладающему достаточной духовностью и теми качествами, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великим Учителям. Но без этих основных качеств, перечисленных в Учении, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности. Именно, Учение доступно, ибо всегда, во все времена, давалась миру только та часть Истины, которую человечество могло или может воспринять. Но невозможно кого-либо насильно обучить истине или передать ее. Каждый должен сам найти истину. Все, что можно сделать, это лишь указать направление ... Приближаться к Учению Великих Братьев Человечества и изучать его могут лишь очень сильные духом, обладающие духовным равновесием и распознаванием ... Единое мерило, единый светоч, ведущий к цели, есть чистое горение сердца».91 «Беда большинства приближающихся к Учению в том, что, восторгаясь его всеобъемлющей мудростью и красотою, они все же уделяют ему внимание не больше, нежели прекрасному поэтическому произведению, они не понимают всей насущности его и не делают даже попытки применить его к жизни, они не поступаются ни одной привычкой и ни одним своим удобством, а, между тем, грозные пред вестники той огненной бури, о которой столь ко говорится в Учении, уже начинают появляться, и непробужденные и незакаленные духом будут погибать тысячами от новых не виданных еще эпидемий.
Пора вспомнить о гигиене духа. Не так важна гигиена тела, как именно гигиена духа. Никакие витамины, никакие вспрыскивания и прививки не спасут того, у кого иссякла или окостенела психическая энергия».92 «Когда мир мятется, можно ждать устрашающих вихрей, как водных смерчей, которые прободают низшие слои атмосферы и тем окончательно искривят мышление. Нужно приготовиться к самым неслыханным выпадам, но пройти их – значит идти путем познания ... Нельзя понять обычным суждением, какое напряжение, особенно сейчас, потому нужно продержаться это время в полном единении ... Нелегко на Армагеддоне».93
«Необходимо всем нам приобрести спокойствие, невозмутимое спокойствие. Недомыслия много везде, и нельзя растрачивать свою драгоценную психическую энергию в чрезмерном негодовании на окружающие ограниченность и невежество. Ведь невежество не так-то легко преодолеть, и потому люди стараются прикрыть недостаток знания нарочитой грубостью и глумом. Но они забывают, что человек истинно знающий, культурный, никогда не допустит грубого издевательства. Клеймо издевательства вместе с жестокостью висят на вороте грубого невежды.94
«Перед нами очень трудная битва, но она будет для нас тем великим испытанием и огненным крещением, которым дух восходит на верхние ступени».95 «После великого огненного крещения наступит время нового строительства на основе лучшего сотрудничества народов во имя общечеловеческой, а не расовой Культуры».96 «Ведь культурность есть человечность»,97 — так утверждает Елена Ивановна. «Люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понята во всей ее утонченности и красоте».98
«Именно Культурность есть утонченность во всем и связана с Красотою, потому необходимо утверждение понимания и любви к Красоте во всем ее космическом размахе ... Истинная красота в Природе, в утонченности чувств, в проявлениях внутреннего человека ... Эволюция в утончении, и прежде всего в утончении ощущений и чувствования. С утончением внутреннего человека гамма чувств и восприятий мозговых усиляется и растет неучтимо! Истинное Знание становится уделом утонченного человека».99 «Только интерес к истинной культуре превращает нас из двуногих в человеков. Истинно, мы должны стать человечнее на благо всего мира».100
Не забудем, что понятие Культуры в ее истинном, духовном аспекте дал миру Николай Константинович Рерих. Светлый носитель «Высшей Культуры»,101 представитель «великой Человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности»,102 - именно такие определительные дает Водителю Культуры Елена Ивановна. Необходимо отметить, что определения Культуры были даны Николаем Константиновичем также в символах и намеках, и потому они пока что мало понятны человечеству, ибо относятся к высочайшему понятию Культуры Духа или Человечности. Вот, например, как звучит только одно из многочисленных определений Культуры, данных Рерихом: «Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества».103
И не случайно Елена Ивановна призывает утверждать Культуру и Знамя ее — Знамя Мира, также данное человечеству Николаем Константиновичем Рерихом. Это Знамя по праву можно назвать не только Знаменем Культуры, но и Знаменем Матери Мира, Знаменем Триединства Эволюции и, конечно, Знаменем Человечности. «В Эпоху Огня, - отмечает Елена Ивановна, - явление Знамени Мира есть тот основной Знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся — Красота, Знание, Искусство и все народы».104 В книге «Иерархия» дано указание на «знак Земли — Матери»,105 «знак Матери Мира».106 «Пора понять, - указывает Елена Ивановна, - что разворачивается Знамя, величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось как знак Нового Мира. Пусть поймут люди Знак Спасения ...».107 «Знамя есть символ Света, все принявшие его, ставят себя под защиту его».108
«Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Преподобного Сергия Радонежского».109 Значительны указания Елены Ивановны о русском народе и для русского народа. «Много было дано русскому народу, - пишет она, - по праву назывался он народом Богоискателем. Ибо не в его ли среде появился такой Светоч Духа, как Преподобный Сергий Радонежский, заложивший основание не только государству русскому, но сложивший весь характер народа. Не Его ли трудами, не магнитом ли Его Духа и сподвижников Его заложены и возжены были очаги духовного света, на протяжении веков напитавшие народное сознание? Но расточили наследники завещанное им богатство, отвратились от данного им Богом Воеводы, забыли Его Иерархическое Начало, и оскудело сознание потомства, ввергнув народ в неисчислимые бедствия! ... Где тот дух мужества, сурового воздержания, чистоты и истинного жизненного подвига, осиянного любовью к родине, которым отличались все истинные ученики Преподобного Сергия? ...Так пусть сородичи воскреснут духом; и некоторые среди них пусть устыдятся нравственного падения своего. Пусть все воскрешенные соберутся под Знаменем Преподобного Сергия, от Бога Данного Воеводы Земли Русской. Только в этом спасение».110
«Именно ему надлежит спасение России в третий раз. Потому когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда начнется великое духовное воскресение и спасение родины. Потому пора вспомнить все суровые заветы мужества, строительства и любви к родине этого высочайшего Воина Христова, чтобы объединиться под Стягом Его».111 «Каждый сеятель разъединения сейчас должен быть заклеймен, как враг народа. Хочется крикнуть от всей глубины сердца: русские, русские, услышьте Призыв Великого Строителя и Заступника Земли Русской, Преподобного Сергия, от Бога данного Воеводы Земли Русской. Забудьте все партии, всю рознь и, объединившись единою любовью к Родине, сплотитесь под Стягом Его! Лишь его мощная рука может еще раз спасти Родину от гибели... Перед последним испытанием стоит Русский народ. Не выдержит, не распознает, где путь его, - не подняться будет ему».112
«Будем надеяться, что благоразумие, наконец, возьмет верх и чаша человеконенавистничества начнет облегчаться, ибо проснется чувство самосохранения».113
Елена Ивановна верила, что новые условия жизни людей будут способствовать тому, что Учение Жизни может утвердиться на Земле молниеносно, если будет явлено понимание того, что только путь Огненной Йоги приведет человечество к спасению и истинному преуспеянию. «Агни Йога, - говорится в Учении Жизни, - может называться Йогой молниеносной. Подумайте, как прекрасен путь молнии».114
Вера Елены Ивановны в то, что человечество сможет выйти из тупика, избрав Светоносный Путь воплощения в жизни основ Учения Человечности, звучит радостным аккордом в ее письмах: «Сердце уже ликует, - пишет она, - чуя идущее духовное возрождение человечества.115 «Так радостно думать о Будущем, о торжестве Истинного Знания и той новой человечности, которая станет неотъемлемой при пробуждении нового просвещенного сознания».116
«Красиво и грозно идет Новый Мир».117 «Верю в космическую справедливость и живу в будущем, живите и вы в будущем и тем сохраните молодость духа, подвижность и легкую приспособляемость».118 «Будьте бодры, будьте мужественны, времена очень трудные, но заря уже засветилась. Помощь Высшая уготовлена, сумеем принять ее мужественным сердцем в готовности, признательности и в полном доверии».119
ЛИТЕРАТУРА:
1. Письма Елены Рерих 1929-938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 46
2. Знаки Агни Йоги. 169
3. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 56
4. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 717
5. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 18
6. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 413
7. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 103
8. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 78
9. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 292
10. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 133
11. Е.И. Рерих «Письма» т, 9, М., 2009, стр. 403
12. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 3 1948-1955, М. «Сфера», 1996, стр. 14
13. Надземное. 548
14. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 102
15. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 506
16. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 407
17. Там же. стр. 407
18. 13-14.04.1954) Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 403
19 Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 120
20 Мир Огненный, ч.1. 75)
21. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 89
22. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 366
23. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 42
24. Там же, стр. 292
25. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 4 1923-1952, М. «Сфера», 1999, стр. 249
26. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 495
27. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 9
28. Знаки Агни Йоги. 154
29. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 102
30. Там же. стр. 183
31. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 408
32. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 11
33. Там же. стр. 183
34. Е.И. Рерих «Письма» т., 5, М., 2003, стр. 240
35. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 1, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 318
36. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, МЦР, стр. 79
37. Там же стр. 79
38. Там же стр. 79
39. Озарение. 2-Х-5
40. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, МЦР, стр. 149
41. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 232
42. Там же стр. 396
43. Знаки Агни Йоги. 402
44. Надземное. 697
45. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, 07.01.1937,стр. 278
46. Братство. 72
47. Братство. 55
48. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 299
49. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 3 1948-1955, М. «Сфера», 1996, стр. 350
50. Мир Огненный, ч. 1. 665
51. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 195
52. Знаки Агни Йоги. 377
53. Братство. 32
54. Озарение. 2-1У-21
55. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 427
56. Братство.32
57. Знаки Агни Йоги. 36
58. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 235
59. Знаки Агни Йоги. 55
60. Беспредельность. ч. 1. 9
61. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 47
62. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 412
63. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 3 1948-1955, М. «Сфера», 1996, стр. 172
64.Там же стр. 171
65. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 4. 1923-1952, М. «Сфера», 1999, стр. 343
66. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр.105
67. Там же стр. 309
68. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 4. 1923-1952, М. «Сфера», 1999, стр. 237
69. Там же. стр. 266
70. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, МЦР, стр. 575
71. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т. 4 1923-1952, М. «Сфера», 1999, стр. 235
72. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 634
73. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 214
74. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 650
75. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 35-36
76. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, МЦР, стр. 575
77. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 3 1948-1955, М. «Сфера», 1996, стр. 353
78. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 149
79. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 3 1948-1955, М. «Сфера», 1996, стр. 212
80. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 270
81. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 408
82. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 53-54
83. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 1, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 194
84. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим»,1993, стр.14
85. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 235
86. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 65
87. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 42
88. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 82
89. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 95
90. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 14
91. Там же стр. 137-138
92. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 1, Новосибирск, «Алгим», 1992, стр. 194
93. Е.И. Рерих «Письма» т., 1, М., 1999, стр. 294
94. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 226
95. Е.И. Рерих «Письма» т., 1, М., 1999, стр. 294
96. «Письма в Америку» т, 4 1923-1952, М. «Сфера», 1999, стр. 235
97. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 293
98. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 226
99. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 226-227
100. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 403-404
101. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 232
102. Е.И. Рерих «Письма», т. 8, М., 2008, стр. 443
103. Н.К. Рерих «Нерушимое», Рига, «Виеда», 1991, стр. 212
104. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 327
105. Иерархия.102
106. Там же 348
107. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 323
108. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, стр. 89
109. Там же стр. 163
110. Там же стр. 308-309
111. Там же стр. 163
112. Там же стр. 368
113. Е.И. Рерих «Письма в Америку» т, 2 1936-1946, М. «Сфера», 1996, стр. 285
114. Надземное. 767
115. Е.И. Рерих «Письма» т., 7, М., 2007, стр. 57
116. Е.И. Рерих «Письма» т. 9, М., 2009, стр. 206
117. Е.И. Рерих «Письма», т. 3, М., 2001, МЦР, стр. 191
118. Письма Елены Рерих 1932 — 1955, Новосибирск, «Алгим», 1993, стр. 507
119. Письма Елены Рерих 1929-1938, т. 2, Новосибирск, 1992, стр. 238