Понять великих людей можно только на основе убеждений и высказываний о них, таких же великих мыслителей. Путешествуя по Монголии, вы слышите о Чингис-хане ежедневно в разных ситуациях. В Правительстве Монголии величественный Вождь народа, как будто присутствует и сейчас, грозно восседая перед Парламентом.
Николай Константинович Рерих посвятил Монголии отдельные статьи, а Чингис-хана он упоминает во многих своих очерках в Листах Дневника, посвящает ему поэму - «Вождь».
«..Данные о Чингисе тоже дают любопытный облик устроителя земли. Говорят о пьянстве Угедея, но ведь это писали злонамеренно иезуиты. Даже и личности Акбара коснулись клеветнические наветы. Уж эти двуногие выдумщики, по злобе, по зависти, по невежеству, чего только не сплетут!
Историк должен запастись широким взглядом на события, чтобы не подпасть под человеконенавистничество…Говорят, история сделает свой отбор. Кто его знает, что за штука «история». Видим, как в течение многих веков существовали прискорбнейшие заблуждения. Много трудов стоит вычищать подобные авгиевы конюшни. А некоторые наросты так приросли, что операции требуется очень болезненные…»1
«…Много версий гессариады уже опубликовано, но постоянно вы встречаете новые детали геройской эпопеи. Наверное, в свое время Чингис-хан слышал и вдохновлялся подвигами Гессара».2
«…«Когда возникло голубое небо и под ним внизу темная земля, между ними явились люди». Так гласит надпись VIII века на камне у реки Орхон.
В краткости такого иероглифа чувствуется, что целинные ковыльные степи еще не распаханы. Не нарушена девственная тайга. Недра земли не затронуты. В этих целинных просторах во всей полноте широкого воображения великий монгольский Курултай в 1206 году провозгласил Чингис-хана императором вселенной.
Это было возможно. Это было естественно, как полет степного орла…»3
«…Часто восточные народы изображались нетерпимыми, жестокими, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, человечности, благотворительности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством Чингис-хана…»4
«Знамя Чингис-хана было белое, при этом в разных походах употреблялись символы многих изображений: лев, конь счастья, кречет, барс.
В основе монгольский цвет – синий, но и посейчас живут заветы великого хана. Также посейчас упоминаются и законы его, среди которых многие могут жить и посейчас. Перечень суровых наказаний за кражу, убийства, прелюбодеяния и другие недостойные действия не упадут со страниц законодательства и в настоящее время. Также и прочие государственные деяния, требования к чиновным лицам и заботы о преуспеянии страны были широко установлены великим ханом.
Для уничтожения в ханах гордости и тщеславия Чингис-хан запрещал принимать пышные титулы. Соблюдались веротерпимость и свобода слова, лишь бы признавалась любовь к Богу. От общественных работ освобождались духовные лица и врачи. Смертная казнь полагалась также для шпионов, лжесвидетелей, колдунов, лихоимцев. Относительно браков – запрещалось вступать с родственниками в первом и втором колене. Для подъема чувства чести запрещалось брать монголов в услужение. С целью уничтожения пьянства Чингис-хан восставал против употребления крепких напитков, всячески их ограничивая и предлагая их совсем не пить. Также известно постановление, имевшее целью истребить чрезмерное суеверие, развить гостеприимство среди кочевого населения и доставить безопасность при следовании по обширным владениям империи. Также были определены районы для кочевок. Юрты были разбиты на десятки, сотни и тысячи, и десятки тысяч. Смертная казнь была положена всякому начальнику, который покинет определенное ему место.
По всему дошедшему до нас Чингис-хан действительно был великим вождем и строителем…»5
«… Не забудем, как Чингис-хан, желая предупредить возможность роскошествования своих соратников, произвел перед всем народом замечательный назидательный опыт. Нескольким близким друзьям он указал одеться в тончайшие китайские шелковые ткани и пошел с ними среди шипов терновника, сухого тамариска и других колючих растений. Когда они пришли к народному собранию, то, конечно шелковая одежда оказалась изодранной. И вождь перед всеми показал непригодность роскошных в своей тонкости тканей. Так же точно при участии своих друзей он показал, что роскошные яства вызывают лишь болезнь, чтобы вернуть народ к молочной и растительной здоровой еде»6
«…Посредственность, крикливая подделка, низкая роскошь напоминают слова Чингис-хана, сказавшего Таосскому монаху Чань-Чуню: «Я устал от роскоши Китая и возвращаюсь к простоте и бедности»»7
«Чингис-хан нередко прибегал к притворному отступлению, чтобы завлечь врага в преследование и тем легче ударить ему в тыл, запасными частями. Так говорят. Также говорят, что неутомимый завоеватель иногда поджигал степь, чтобы тем ускорить движение войска. Может быть, рассказы о разнообразной военной технике великого победителя и правы. Во всяком случае, они правдоподобны, ибо в своих больших походах Чингис-хан, наверно, применял самую различную технику, неожиданную для врагов его»8
«…Нередко враги в ярости оказываются более полезными в своей обратной тактике. Тактика адверза – даже Чингис-хан прибегал к ней, усматривая следствия, для многих так и не видимые…»9
«…Чингис-хан имел русскую дружину…»10
«Славу Чингису поем. Мудрости его пояс возносим. О народе думает хан, о силе, о богатстве, о славе народа думает Чингис.
Вот прослышал хан, что раздвоился сильный Тарбагатайский род. Этакий срам, два брата два родные, откочевали в разные стороны. Делят скот, угоняют коней. Разделили дружину и пошили разные знамена. Срам приключился.
Вот призывает Чингис братьев на пир. Пьют и едят, как бы ничего не случилось. После пира хан приказал принести свой саадак с длинными стрелами. «Постреляем в дальнюю цель». И выцелил хан стрелку-свистунку, и попала она в дальнюю цель.
«А ну теперь, славный Тарбагатай, покажи древнюю славу рода!» Так говорил хан и вынул стрелу и как бы хотел дать старшему брату, но вздохнул: «Теперь раздвоились братья – придется и стрелу раздвоить!» И сломал хан стрелу и подал каждому половинку.
Сказали братья: «Разве можно стрелять сломанной стрелою?» Хан засмеялся: «И я думаю, что нельзя. Пропала стрела, пропала сила. Сохраните половинки и подумайте о себе, о славе Тарбагатая». Так устыдил хан братьев, и с той поры остался единый Тарбагатай.
Славу Чингису поем!»11
«…Обычно история доносит нам даже очень сложные движения народов в кратчайших, обезличенных начертаниях. Лишь подготовленный к историческим процессам ум рассмотрит в кратких словах целые трагедии, целые геройские подвиги и, во всяком случае, сложнейшие, длительные переживания...
Мать Чингис-хана напоминает сыну своему, что лишь его тень является его соратником, но впоследствии он же избирается монгольским хурулданом, вселенским императором»12
«… Какие бы новые познания ни входили в жизнь, все же устои древней мудрости остаются незыблемы.
Монголы могут узнать много новых вещей, но имя Чингис-хана и его наставления будут жить в сердцах народа, и само это имя произносится с особым вниманием. Так же точно, как когда-то мы писали о звучании народов, так и памятные имена и места все же жить будут»13
«В такие дни особого мирового напряжения звучит каждое желание мирного культурного строительства. Сейчас хочет строиться Монголия. Та самая Монголия, которая дала истории человечества столько потрясающих страниц, теперь хочет мирно и культурно устраиваться. Конечно, было бы жаль, если в этом строительстве будут забыты исконные основы монгольского народа, и кто-то будет насильственно вносить чуждое. Наоборот, можно видеть, насколько пригодны для строительства многие местные материалы, и нужно использовать все созидательное дружелюбие, чтобы новое здание возводилось на истинно целесообразных основах»14
Литература:
Н.К.Рерих. Листы Дневника:
1. Истинность, т.3
2. Зигфрид, т.1
3. O QUANTA ALLEGRIA!», т.1
4. Дары Востока, т.1
5. Монголы, т.1
6. Роскошь, т.1
7. Благодушно, т.3
8. TACTICA ADVERSA, т.1
9. Странно, т.3
10. В рассеянии сущие,т.1
11. Монгольская песня, т.3
12. Время, т.1
13. За великой стеной, т.1
14. Наран Обо, т.1